Многочисленные сигналы, поступающие из Белого дома, считает журнал National Interest (NI), указывают, что Дональд Трамп готов предоставить Владимиру Путину свободу рук в Сирии. Правда, с несколькими условиями: Россия должна уничтожить «Исламское государство» (организация запрещена в РФ), помочь сирийским курдам и удалить с полей сражений в Сирии Иран и «Хезболлу». Даже если Кремль пойдет на эту сделку и выполнит ее условия, перед ним останется очень сложная проблема — где взять деньги на восстановление Сирии из руин, после того как там умолкнут пушки и автоматы. Конечно, никто не в состоянии точно подсчитать расходы, но чаще всего западные источники называют цифру в триллион долларов.
Нефтяные монархии Персидского залива не намерены оплачивать восстановление Сирии, если у власти останется Башар Асад. Нет денег для союзника и у Ирана: у него опять начались экономические трудности на фоне ухудшения отношений с новой американской администрацией.
И все же ситуация не безнадежна, потому что есть Китай. В Пекине, судя по всему, и могут, и хотят платить за восстановление Сирии. И готовы выделить на это пусть не всю сумму, но значительную ее часть. Наверняка Пекин потребует, чтобы в восстановлении Сирии участвовали и остальные страны БРИКС. Москва, считает NI, тоже хочет восстанавливать Сирию на деньги БРИКС. Идея витает в воздухе. Летом прошлого года, например, индийская компания Bharat Heavy Electricals Ltd (BHEL) заявила о готовности вложить треть миллиарда долларов в строительство электростанции в Сирии и в уже начатый проект возведения металлургического завода в Хаме.
В начале гражданской войны в Сирии Китай был ее главным торговым партнером. По объему торговли КНР опережала даже Россию. Китайский экспорт в Сирию составил в 2010 году 2,4 млрд долларов. В основном это были средства связи, электронное оборудование и тяжелая техника.
Самые крупные китайские инвестиции приходятся на сирийскую нефтяную промышленность. China National Petroleum Corporation имеет большие пакеты акций обеих крупнейших нефтяных компаний Сирии, работавших на месторождении Хайян. Многомиллиардный проект разведки и освоения других месторождений нефти в Сирии сейчас заморожен, потому что все они находятся под контролем ИГ.
Шансы на то, что основная часть многомиллиардного восстановления достанется китайскому бизнесу, по мнению NI, высоки. Правда, без согласия Москвы здесь не обойтись. Это означает, что у России появляется еще один довод во взаимоотношениях с Поднебесной.