Наконец дождались: владельцы бизнеса, которые хотели привлечь акционерный капитал, сделать свою компанию подороже или просто продать часть своего пакета, готовятся это осуществить.
В 2017 году предложить свои акции инвесторам — впервые или в ходе вторичного размещения(SPO) — могут сразу несколько компаний: НПФ Сбербанка, размещение которого может стать новым «народным» IPO; группа EN+ Олега Дерипаски; Магнитогорский металлургический комбинат (ММК), который рассматривает размещение акций с целью повышения ликвидности, и АФК «Система», планирующая вывести на IPO агрохолдинг «Степь», чтобы привлечь капитал для дальнейшего развития. И это неполный список.
Оживление рынка размещений берет начало в 2016 году и пока не прекращается. В результате наш фондовый рынок может получить новых эмитентов и более высокую капитализацию, что пойдет ему только на пользу. При этом, судя по планам, на российском рынке капитала будут особенно активны АФК «Система» и группа Шишханова—Гуцериевых; среди покупателей особенно активным продолжает быть РФПИ.
Спрос, который откладывали три года
Отечественный рынок IPO и SPO в 2014–2015 годах практически не функционировал — и понятно почему: обвал цен на нефть, низкий курс рубля и ухудшение геополитической ситуации для России спровоцировали в 2014 году значительный отток иностранного капитала и общее снижение на рынке инвестиций. В 2015 году, по данным Банка России, прямые инвестиции упали в 2,8 раза. На фондовом рынке в таких условиях нечего было и думать искать инвесторов.
Перелом ситуации произошел только во втором полугодии 2016-го, когда началось восстановление ВВП. По предварительной оценке Росстата, падение ВВП за 2016 год составило 0,2% против 2,8% в 2015-м, инфляция в прошлом году оказалась самой низкой за историю страны — 5,4% против 12,9% за 2015-й. Инвесторы воспряли духом, а те эмитенты, которые уловили эти настроения первыми, смогли отлично разместиться. Об этом говорит факт значительной переподписки как на размещениях, проводившихся в прошлом году, так и на тех, что прошли в начале 2017-го.
Оживление на рынке размещений началось в середине лета, когда на Московской бирже правительство продало 10,9% компании «Алроса» за 52,2 млрд рублей — спрос превысил предложение практически в три раза. Важной особенностью этой приватизации стало то, что размещение проходило исключительно на Московской бирже, хотя раньше все подобные сделки обычно проводились в Лондоне. Глава Московской биржи Александр Афанасьев сказал об этом так: «Первый раз букраннерами выступили российские компании, российские банки выступили организаторами сделки. Одним словом, российская инфраструктура показала свою зрелость». Европейские, американские и арабские фонды использовали так называемый мост с международным депозитарием Euroclear. Последующие размещения подтвердили: необходимости в Лондонской бирже для российских компаний больше нет, а значение Московской биржи как основной площадки привлечения капитала существенно возросло.
Показательна новая стратегия на рынках капитала группы ПИК: в марте она объявила, что для повышения капитализации и ликвидности планирует делистинг своих GDR, торгующихся на Лондонской фондовой бирже. Компания выкупит их и сосредоточит всю ликвидность в локальных акциях, а в перспективе, возможно, снова проведет SPO — на Московской бирже, в Азии или США.
Следом за «Алросой» под конец года прошло еще несколько размещений — интересных, но рассчитанных на определенный круг инвесторов. Так, в октябре финансовая группа Бориса Минца «Будущее», объединяющая пять негосударственных пенсионных фондов, провела на Московской бирже первое «пенсионное» IPO. Тогда было размещено 20% акций, что позволило привлечь 12 млрд рублей. Размещение в какой-то мере можно назвать private placement, так как большая часть акций была выкуплена банками, компаниями и пенсионными фондами, близкими к ФГ «Будущее». Но и физлица купили акций примерно на 3 млрд рублей. Тогда руководство ФГ «Будущее» заявляло, что спрос инвесторов превысил предложение на 20%. Размещение бумаг имело ряд особенностей. В частности, акции находились в залоге и перед IPO компании пришлось выводить бумаги из-под залога и заменять на другие активы.
Почти сразу вслед за «Будущим» на биржу вышла и другая финансовая группа — «Сафмар», а лизинговая компания «Европлан», на базе которой ее владельцами Михаилом Гуцериевым и Микаилом Шишхановым консолидируется холдинг «Сафмар Финансовые инвестиции», провела сделку по повторному размещению на Московской бирже 18,6% акций. Было привлечено порядка 15 млрд рублей, бумаги удалось продать по верхней границе диапазона. Здесь интерес к размещаемым бумагам также оказался выше предложения на 50% — большая часть спроса пришлась на банки и институциональных инвесторов.
Несмотря на все особенности, нельзя отрицать, что эти размещения стали первыми размещениями небанковских финансовых компаний на нашем рынке и дали инвесторам возможность вложиться в этот сектор, до сих пор у нас на бирже не представленный. Заодно они дали некий ориентир другим эмитентам — НПФ, страховым и лизинговым компаниям, которые раздумывают над привлечением средств на рынке капитала.
Но это было лишь вступление. По-настоящему о начале восходящей тенденции на рынке размещений стало возможно говорить после двух событий — приватизационной сделки «Роснефти» и выхода на IPO «Русснефти».
Окно в рынок
Госпакет акций «Роснефти» был продан в декабре 2016 года за 692 млрд рублей. Покупателем выступила сингапурская QHC Shares, которая на момент сделки принадлежала швейцарской Glencore PLC. Еще одним покупателем стало дочернее предприятие суверенного фонда Катара Qatar Holding. Особенностью сделки было то, что промежуточный кредит на покупку QHC Shares был получен от ВТБ под залог выкупаемых акций. В итоге Glencore стала владельцем 19,5% акций «Роснефти», бюджет получил необходимые вливания. Несмотря на весь скептицизм относительно этого размещения, похоже, сделка действительно стала импульсом, подтолкнувшим западных инвесторов к тому, чтобы снова обратиться к российским активам.
Почти сразу за «Роснефтью» прошло IPO «Русснефти» — через десять лет после того, как владельцы компании впервые объявили о таких планах. По словам Михаила Гуцериева, дорога «Русснефти» к IPO была долгой — ожидалось, что компания выйдет на фондовый рынок еще в 2006 году, но потом произошел ряд не способствующих размещению событий, и в 2007-м Гуцериеву пришлось покинуть страну по причине возбужденного против него уголовного дела в связи с незаконным предпринимательством и неуплатой налогов. Он смог вернуться в Россию только после закрытия всех уголовных дел в 2010 году.
И вот «Русснефть» наконец стала публичной компанией. Спрос на ее акции превысил предложение на 30%. За 20% акций было выручено 32,4 млрд рублей. Основными покупателями стали российские институциональные инвесторы. Компания была оценена рынком в 161,8 млрд рублей, или в 2,5 млрд долларов. И хотя основной владелец «Русснефти» Михаил Гуцериев поначалу планировал продать ее за 3–4 млрд долларов, тем не менее, по его заявлению, 2,5 млрд — это тоже «хорошее начало».
Вырученные средства планируется пустить на погашение долга и приобретение перспективных активов.
По словам руководителя Sberbank CIB Игоря Буланцева, в конце прошлого года окно для размещений действительно открылось. Он также отметил, что рост цен на нефть и избрание Дональда Трампа президентом США оживили интерес зарубежных инвесторов к России. Вкупе с улучшением экономической ситуации все это дало эмитентам надежду на хорошие цены и серьезный спрос при размещении активов.
Этим поспешили воспользоваться и крупные акционеры, которые давно хотели уменьшить свои доли и выйти из части активов. Кроме того, сейчас мы наблюдаем ряд размещений с целью повысить количество акций в свободном обращении (free-float) и в конечном счете оценку компании — например, «Фосагро» или возможное размещение ММК. Индекс MSCI дает возможность привлечь иностранный капитал в том случае, если в него буду включены акции компании, а этого и необходим определенный объем акций в свободном обращении.
Иностранцы повернулись лицом
Основным драйвером позитивных настроений в этом году, безусловно, стало IPO «Детского мира», которому удалось разместиться довольно дорого. Компания была оценена почти в 63 млрд рублей (при чистой прибыли почти 5 млрд рублей), на уровне крупных продовольственных сетей. Напомним, что еще в 2016 году, когда Российско-китайский инвестиционный фонд приобрел 23,1% акций ГК «Детский мир» за 9,75 млрд рублей, весь ритейлер был оценен в 42,2 млрд рублей.
За последние три года это первое значительное размещение, ориентированное именно на зарубежных инвесторов, которые обеспечили основной спрос на акции. О возможности IPO было заявлено еще в 2011 году Георгием Кравченко, который в то время являлся генеральным директором компании. Он рассматривал публичное размещение в 2013–2014 годах, но в связи с ухудшением ситуации сроки неоднократно переносились.
Основной акционер сети — холдинг АФК «Система», принадлежащий Владимиру Евтушенкову. Вывод «Детского мира» на биржу должен помочь сократить чистый долг холдинга до 6,7 млрд рублей, то есть это размещение — практически чистый cash-in.
«Интерес к российским активам растет, и сегодня все группы инвесторов вне зависимости от своей юрисдикции предпочитают торговать российскими активами на Московской бирже, правила работы и технологии торгов которой полностью соответствует международным стандартам, — сообщили “Эксперту” на Московской бирже. — Это еще раз подтвердило успешное размещение “Детского мира” в начале этого года».
Сразу за «Детским миром» повторно разместили свои акции «Фосагро» (Московская биржа) и Трубная металлургическая компания (ТМК; Лондонская биржа). В ходе SPO ТМК привлекла 10,4 млрд рублей, при этом доля зарубежных инвесторов среди покупателей составила 80%. Часть вырученных средств будет направлена на погашение долга. «Уже давно не наблюдалось такого спроса и интереса к размещению российских эмитентов, — писали аналитики “ВТБ Капитала”. — Интерес к российским активам и аппетит к риску у иностранных инвесторов значительно вырос в сравнении с прошлым годом».
Вторичное размещение акций «Фосагро» также прошло с активным участием иностранных инвесторов из США, Европы и Азии. Часть акций приобрел консорциум РФПИ. Итоговая сумма сделки составила примерно 15 млрд рублей за небольшой пакет. В результате вторичного размещения free-float «Фосагро» увеличился с 20,6 до 25,1%. По словам гендиректора «Фосагро» Андрея Гурьева, это улучшит инвестиционную привлекательность компании.
Кого ждем?
НПФ Сбербанка — один из наиболее ожидаемых на рынке потенциальных эмитентов, и неудивительно, ведь он крупнейший по объему пенсионных накоплений под управлением. Как заявляла генеральный директор НПФ Сбербанка Галина Морозова, основными акционерами могут стать клиенты фонда. Это позволит им получать доход, а также рассчитывать на дивиденды по акциям. Таким образом, речь может идти о первом за многие годы «народном» IPO. Напомним, что первое в России «народное» IPO провела компания «Роснефть» в 2006 году, вслед за ним в 2007 году прошло IPO Сбербанка, а финальным аккордом стало публичное размещение акций ВТБ, закончившееся падением стоимости этих бумаг более чем в два раза и выкупом их обратно по цене размещения.
Если решение о выходе на биржу руководство НПФ Сбербанка все-таки примет, то это будет уже третьей подобной сделкой за последнее время.
Еще одно яркое размещение, ожидаемое в этом году, — EN+. Холдинг, в активах которого доля в производителе алюминия UC Rusal и доля в энергетической компании «Евросибэнерго», планирует привлечь полтора миллиарда долларов.
Основной актив холдинговой компании — «Русал» (EN+ в нем принадлежит пакет 48,13%), один из крупнейших в мире производителей первичного алюминия и глинозема. Прошедший год «Русал» отметил ростом производства алюминия на 1,1% и реализации — на 4,9%; динамика выручки, правда, показывает снижение — сказались упавшие цены на алюминий. Но этот год обещает стать для алюминиевого рынка умеренно позитивным, и те, кто хочет поучаствовать в росте цен на этот металл, уже приготовились к покупкам. Так, в феврале на Гонконгской бирже акции «Русала» выставила на продажу группа Михаила Прохорова «Онэксим». Было продано 3,3% акций.
В зависимости от оценки компании инвесторами EN+ готова выпустить на рынок до 25% акций. В 2014 году выручка холдинга составила 11,9 млрд долларов при чистой прибыли 2,2 млрд долларов.
Это тоже давняя история: еще в 2012 году EN+ хотела выходить на IPO в Гонконге, но размещение было отложено из-за падения цен на сырье и долгового кризиса. В этом году холдинг Олега Дерипаски планирует разместиться на Лондонской бирже: британский рынок, полагает владелец компании, станет более привлекательным после выхода Великобритании из состава ЕС. Кстати, как недавно заявила британский премьер Тереза Мэй, процедура начнется в ближайшие дни, так как законопроект одобрен британским парламентом и подписан королевой Елизаветой II.
В интервью Bloomberg основной акционер ММК Виктор Рашников заявил, что рассматривает возможность размещения акций компании. В данном случае наиболее вероятно, что основная цель SPO — удовлетворение требований MSCI к минимальному free-float компании для включения ее в индекс. Чтобы это произошло, ММК должен будет разместить на бирже не менее 2,3% обыкновенных акций примерно за 210 млн долларов. Акции ММК растут в цене с начала 2016 года, достигнув исторического максимума в конце января 2017-го. Попадание в индекс MSCI позволит компании привлечь значительные иностранные инвестиции и продолжить наращивать капитализацию.
IPO агрохолдинга «Степь» (входит в АФК «Система») планируется на конец 2017-го — начало 2018 года. В конце прошлого года Владимир Евтушенков говорил, что после «Детского мира» следующими могут стать лесопромышленный холдинг Segezga Group, компания «Медси» или агробизнес «Системы», а в начале этого года заявил, что обязательно выведет агрохолдинг на IPO, если тот достигнет намеченных для агрохолдинга целей. Евтушенков не исключает, что одним из инвесторов может стать РФПИ.
Агрохолдинг «Степь» - это многоотраслевой холдинг, который объединяет ряд сельскохозяйственных предприятий на Юге России – Краснодарском Крае, Ростовской области, Ставропольском Крае и Карачаево-Черкессии. Деятельность агрохолдинга разделена на четыре ключевых направления: растениеводство (свыше пятнадцати хозяйств), молочное животноводство (ОАО "Родина, которое включает четыре молочные фермы), садоводство (группа компаний "Сады Кубани") и овощеводство (агрокомбинат "Южный").
Наконец, «Русская аквакультура», разводящая атлантического лосося и речную форель, планирует провести летом-осенью SPO, чтобы привлечь 50 млн долларов на дальнейшее развитие компании. Прежде всего планируется вложить деньги в строительство ряда новых рыбоферм в Баренцевом море.
Заполняться рыбой будут как имеющиеся участки, так и новые, для чего компания будет участвовать в конкурсах на распределение акватории. «Русской аквакультуре» придется подыскать для инвесторов особенно убедительные доводы: введенные в 2014 году контрсанкции ударили по Русской рыбной компании (РРК), экспортному подразделению «Русской аквакультуры», а повышение цен привело к падению спроса. На этом неприятности не закончились: пожар на объекте в Мурманской области уничтожил цех первичной обработки, а вскоре начавшаяся эпидемия миксобактериоза и лососевых вшей нанесли значительный ущерб рыбному поголовью. По итогам 2015 года убыток компании увеличился более чем втрое и составил 2,43 млрд рублей. Для спасения ситуации РРК была продана, и это уменьшило долг «Русской аквакультуры», компания смогла оправиться и перейти к фазе роста.
При благоприятной конъюнктуре привлечь деньги могут и другие компании: на Московской бирже аккуратно говорят, что ведут диалог с компаниями из разных отраслей, в том числе в рамках планов приватизации государственных компаний, но кто сможет выйти на размещение в этом году, будет зависеть от рыночной ситуации. «2017 год пока выглядит более привлекательным для российских IPO и SPO в сравнении прошлым, — соглашается Антон Карпов, старший директор FTI Consulting. — Собственники и менеджмент российских компаний стали оптимистичнее смотреть на возможности привлечения акционерного капитала, возобновили активное взаимодействие с потенциальными инвесторами. Однако ситуация остается весьма волатильной, и дойдет ли дело до конкретных сделок, покажет время. Ключевым фактором будет геополитический — именно он сейчас в значительной степени определяет аппетит инвесторов к российскому рынку. Потепление отношений между Россией и США могло бы привести к существенному росту российских IPO, но сейчас эти ожидания ниже, чем в конце 2016-го — начале 2017 года. Хотя качественные отечественные бизнесы при необходимости смогут найти инвесторов независимо от внешнего фона».
По словам замглавы по инвестициям ИК «Универ» Дмитрия Александрова, ситуация будет сильно зависеть от положения на западных рынках; падение на них может привести к тому, что первое полугодие для размещений пропадет и останется только осень. Дмитрий Александров также отмечает, что оптимизм инвесторов, как российских, так и зарубежных, все еще очень осторожный.
Так, в компании «Атон» отметили, что в феврале ее крупные клиенты активно распродавали рублевые активы. По мнению экспертов, к этому их могло подтолкнуть укрепление рубля и сообщения о том, что Минфин может начать покупать иностранную валюту.
В целом российские компании остаются не только дешевыми, но и генерирующими хорошие дивиденды. Весь вопрос в том, кого среди иностранных инвесторов окажется больше: тех, кому эти денежные потоки важнее всего, или тех, кто будет искать причины не покупать российские активы. Значение иностранцев для российских компаний по-прежнему велико, и ориентация на отечественных покупателей акций не позволяет проводить по-настоящему крупные размещения. Или, во всяком случае, не позволяет проводить их так дорого, как того хотелось бы эмитентам.