Перед мобильным телефоном все должны быть равны: абонент сотовой связи в России, путешествуя по стране, должен платить за сотовую связь одни и те же деньги. Эта идея всеобщего телекоммуникационного равенства в России давно витает в умах власти и общественности. От российских операторов сотовой связи вот уже несколько лет требуют установить единые тарифы в роуминге по стране.
Сейчас борьба за реализацию этого принципа вступила в финальную стадию: Федеральная антимонопольная служба (ФАС) поставила операторам сотовой связи окончательный ультиматум: до 15 декабря этого года разница в ценах на связь для абонентов в разных регионах страны должна быть устранена. А Госдума обещает этой осенью принять поправки к закону «О связи», отменяющие национальный роуминг.
«Приземлить» абонента
Действительно, сейчас, если человек путешествует по России, то цена сотовой связи для него будет пусть и не всегда, но все же разной. Разброс цен в первую очередь зависит от того, есть ли сеть в данном конкретном регионе у домашнего оператора абонента.
Если сеть есть, то разница в цене, скорее всего, будет не очень большой. Такая ситуация обозначается термином «внутрисетевой роуминг»: оператор внутри своей сети может несколько поменять расценки — разница, как правило, не превышает 10–20%. Хотя чаще всего внутри сети каждого оператора связь уже стоит столько же, сколько абонент платит у себя дома.
Хуже, когда в другом регионе у оператора нет своей сотовой сети или же абонент звонит на местный городской номер, то есть на сеть фиксированной связи местного оператора. Тогда возникает необходимость использования сети другого оператора — то, что специалисты называют «интерконнект». В этом случае расценки на роуминг могут ощутимо кусаться, порой цены на звонки могут отличаться на 50–100%. «Как-то я поехал в Екатеринбург на открытие магазина и ужаснулся ценам в роуминге. За несколько звонков с меня сняли порядка тысячи рублей, — жалуется бизнесмен Алексей Банников, генеральный директор группы компаний “Фотосклад.ру”. — По сути, роуминг был законным способом зарабатывать на клиентах. Конечно, его отмена не нравится ведущим операторам».
Впрочем, пожалуй, не стоит однозначно обвинять операторов в корысти в отношении роуминга и в стремлении легко заработать на абонентах, которым необходимо пользоваться связью в разных регионах. У операторов есть свой резон брать в разных регионах дополнительные деньги. В случае внутресетевого роуминга телекоммуникационная компания может нести разные расходы на обеспечение связи в разных уголках страны. Скажем, одно дело мегаполис, где население скучено и его много, поэтому каждая поставленная вышка связи с оборудованием полностью загружена и быстро окупается. И совсем другое дело, когда речь идет о малонаселенной большой территории, скажем о регионах Урала или Дальнего Востока, где затраты на установку и поддержание оборудования оказываются выше и хуже окупаются. Логично, что там операторы устанавливают наценку.
Еще более сложная ситуация с интерконнектом, когда оператор вынужден платить другим компаниям за «приземление» своих абонентов. Увы, операторы здесь не могут договориться между собой. На днях ФАС выступила с обвинением в чрезмерно завышенных расценках за обслуживание чужих абонентов в национальном роуминге. При этом цифры антимонопольного ведомства впечатляют: ставки «Мегафона» за обслуживание чужих абонентов могут быть выше собственных тарифов оператора до трех тысяч раз, у «Вымпелкома» — до 1970 раз, у Tele2 — до 5280 раз. Меньше остальных, как выяснила ФАС, завышает счета МТС, у которой ставки для других операторов превышают тарифы в 22 раза. Все эти завышения антимонопольная служба считает необоснованными, справедливо заявляя, что «межоператорская ставка должна быть не выше, чем абонентский тариф того же оператора связи в том же регионе».
Представители ведущих операторов, со своей стороны, в целом соглашаются, что столь сильно завышать цены на интерконнект несправедливо. Однако они говорят, что это лишь ответная мера на действия конкурентов. То есть, по сути, операторы до сих пор не могут договориться о приемлемых ценах за использование чужой сети, от чего страдают абоненты. Вероятно, здесь есть смысл вмешаться регулятору, который мог бы заставить участников рынка прийти к приемлемым соглашениям. Наблюдатели также справедливо указывают, что ФАС публично не подвергает критике компанию «Ростелеком», которой принадлежат сети фиксированной связи во многих регионах и которая тоже часто завышает расценки на интерконнект операторов сотовой связи.
Плата за равенство
Если смотреть на национальный роуминг в России с точки зрения международного опыта, то очевидно, что все ведущие страны стремятся отменить разницу тарифов как у себя на территории, так и в дружественных соседних государствах. Разница в оплате сотовой связи, например, отменена в США, с лета этого года ее ликвидировали в странах ЕС, курс на отмену национального роуминга берут Китай и Индия.
Очевидно, что национальный роуминг стоит отменить и в России: это поможет создать в стране единое коммуникационное пространство, людям будет удобнее, скажем, вести бизнес или просто перемещаться по стране. Но неприятная сторона этой благой цели заключается в том, что платить за всеобщее сотовое национальное равенство, скорее всего, будут все абоненты сотовой связи. И этим фактом возмущены многие наблюдатели. «На данный момент ситуация с роумингом обстоит следующим образом: у каждого оператора существует две группы тарифов. Первая — без роуминга, в нее входят тарифы без абонентской платы и иногда младшие тарифы из пакетной линейки с абонентской платой. Вторая — с роумингом. Разумеется, это более дорогие тарифы и, что важно, с абонентской платой. Такая конфигурация позволяет операторам компенсировать издержки в роуминге за счет абонентов, которые этим роумингом пользуются. ФАС требует сделать роуминг одинаковым для всех, то есть бесплатным для всех абонентов. Надо быть абсолютно некомпетентным в конкуренции и экономике, чтобы не понимать, что компенсация потерь операторов произойдет за счет тех абонентов, которые за роуминг не платили раньше и вряд ли будут им пользоваться в будущем!» — эмоционально комментирует ситуацию Сергей Половников, руководитель аналитического агентства Content Review.
Насколько сильно отмена национального роуминга повысит цены на сотовую связь? Вряд ли это будут ощутимые суммы. По оценкам компании «ТМТ Консалтинг», национальный роуминг ежегодно приносит сотовым операторам свыше 30 млрд рублей, или менее 4% всех мобильных доходов. «Отмена роуминга в стране не приведет к катастрофическим последствиям для операторов. Но логично предположить, что они захотят компенсировать такую потерю и будут стремиться увеличить среднемесячный чек абонента хотя бы на пятнадцать-двадцать рублей», — считает Константин Анкилов, управляющий партнер «ТМТ Консалтинг».
Единое коммуникационное пространство
Впрочем, подорожание сотовой связи заметно уже сейчас, до полной отмены национального роуминга. Так, согласно недавнему исследованию аналитического агентства Content Review, за последний год повышение среднего тарифа на сотовую связь в России составило 15% (на 42 рубля при средней величине тарифа 280 рублей). И одним из факторов роста цен аналитики называют в том числе действия ФАС по отмене роуминга.
Опрошенные «Экспертом» представители ведущих российских операторов сотовой связи отказались комментировать отмену роуминга и сообщить, будут ли они повышать тарифы. Возможно, регулятору нужно было действовать изящнее, не рубить с плеча, а разобраться в экономических факторах функционирования роуминга и постараться их смягчить. Хотя достоверной информации о том, сколько конкретная сотовая компания вложила денег в том или ином регионе, какой денежный поток она получает там и какова эффективность этих инвестиций, ни у кого, кроме самих операторов, нет. Во всяком случае, проверить это сложно. Можно исходить только из того, что говорят сами операторы. А без этих цифр спор об отмене роуминга переходит в неэкономическую плоскость.
«Отмена национального роуминга — это не что иное, как очередное вмешательство государства в рынок, — критикует действия ФАС Роман Алехин, основатель маркетинговой группы “Алехин и партнеры”. — По сути, роуминг — это и часть тарифа, который использовался для получения прибыли, и часть маркетинговой составляющей, в рамках которой операторы имели возможность мотивировать пользователей переходить с тарифа на тариф, подключать новые опции, новые номера с необходимыми опциями или даже переходить от конкурентов. Государство же почему-то решило отнять этот инструмент, надеясь на снижение цен для потребителей. Но я считаю, что это приведет только к обратному эффекту и точно не приведет к снижению цен на связь».
Одновременно наблюдатели указывают, что с отменой роуминга в стране есть еще неясные моменты. Например, не очень понятно, как можно будет защититься от перемещения сим-карт из региона с дешевой мобильной связью в регион с более дорогой? Или же как будут регулироваться межоператорские тарифы на роуминг в Крыму, где крупные операторы из-за санкций не работают?
Впрочем, в долгосрочной перспективе одинаковая цена на связь в стране все же может дать позитивный эффект. «Отмена роуминга помогает созданию единого национального виртуального пространства, облегчает коммуникации между людьми и тем самым способствует ускорению развития общества и его экономики, — говорит Александр Чеканский, декан факультета стратегического управления Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС. — Безусловно, мобильной связью пользоваться будет удобнее. Правда, операторы потеряют доходы от роуминга. Но не следует забывать, что без роуминга люди будут активнее пользоваться мобильной связью, что станет дополнительным доходом для операторов».