Рынок лизинга переживает бурный рост после нескольких лет падения. Как показывают данные, собранные рейтинговым агентством RAEX («Эксперт РА»), в первом полугодии 2017-го объем лизингового бизнеса вырос более чем вдвое по сравнению аналогичным периодом прошлого года и достиг 427 млрд рублей. Вообще, сокращавшийся в 2013–2015 годах рынок лизинга впервые показал серьезный рост в конце прошлого года благодаря крупным сделкам с железнодорожной техникой, самолетами и водными судами, а также активной работе в регионах в четвертом квартале. При этом четверть сделок пришлась на так называемый операционный лизинг. Здесь стоит отметить, что железнодорожный сегмент начал расти впервые с 2012 года. Старший аналитик группы банковских рейтингов АКРА Михаил Доронкин объясняет, что такая динамика — во многом следствие эффекта низкой базы, поскольку этот сегмент несколько лет подряд устойчиво сокращался.
В первом полугодии 2017-го основным драйвером рынка выступил транспортный сектор. В сегменте авиационного лизинга прирост объема нового бизнеса (таким термином обозначают сумму стоимости предметов лизинга по новым сделкам, без НДС) составил 91%, железнодорожный лизинг вырос на 77%, на 38% увеличился автомобильный лизинг. В материалах RAEX отмечено, что рекордному объему рынка также оказал поддержку рост в сегментах строительной техники (58%) и водного транспорта (225%).
Растем вместе с ВВП
Причинами столь резкого роста рынка игроки называют восстановление российской экономики, а также отложенный спрос — и не сомневаются, что этих факторов хватит еще надолго. «Темпы роста, заложенные в первой половине 2017 года, будут сохраняться. С одной стороны, в определенной степени на них оказывает влияние отложенный спрос. С другой стороны, мы видим восстановление российской экономики, — говорит Антон Борисевич, первый заместитель генерального директора ПАО ГТЛК. — Поэтому считаем, что рынок будет активно расти. Но какой в окончательном виде окажется отраслевая структура, можно будет судить только по результатам года».
Кирилл Царев, генеральный директор компании «Сбербанк лизинг», приводит ориентировочные цифры: по его словам, к концу текущего года рост лизингового рынка может составить 30–40%: «Это связано с тем, что лизинг и как отрасль, и как инструмент наиболее чутко реагирует на настроения предпринимателей. Рынок лизинга во многом зависит от состояния всей экономики страны. Когда экономика переживает подъем, вместе с ней растет и лизинговый рынок».
Действительно, в прошлом году отечественная экономика достигла дна, после чего перешла к ускоряющемуся росту. Рост ВВП РФ за январь–сентябрь этого года составил 1,8% — об этом президент России Владимир Путин заявил на прошедшем на минувшей неделе форуме «ВТБ Капитала» «Россия зовет!». Была также отмечена низкая инфляция: по состоянию на 16 октября выражении она составила 2,7% в годовом. Как замечает Кирилл Царев, замедление инфляции и рост ВВП привели к тому, что клиенты возобновили инвестиции в приобретение основных фондов.
Едем, летим или плывем?
Несмотря на снижение доли автолизинга на рынке в первом полугодии, в абсолютном выражении этот сегмент вырос на 38%. Доля лизинга автотранспорта, сократившись по итогам первого полугодия c 40 до 35%, тем не менее остается крупнейшим сегментом рынка. Во многом это происходит, как отмечает Кирилл Царев, за счет программ госсубсидирования, которые действуют с начала этого года. Они подразумевают предоставление физическим и юридическим лицам транспортных средств в лизинг со скидкой на уплату первоначального взноса. В случае с программой «Российский тягач» это, например, 12,5% стоимости, но не более 625 тыс. рублей на один тягач. «Идет активная работа по государственной программе льготного лизинга, в рамках которой субсидируется часть авансового платежа — десять процентов от цены транспортного средства, — уточняет руководитель “Сбербанк лизинга”. — В 2017 году были реализованы новые программы Минпромторга РФ — “Российский тягач”, “Российский фермер” и “Свое дело”, нацеленные на малый и средний бизнес». По словам Кирилла Царева, в рамках программы субсидирования коммерческого транспорта «Сбербанк лизинг» уже заключил лизинговых сделок почти на 11,2 млрд рублей по стоимости техники.
Не отстает от «Сбербанк лизинга» и «Европлан», который специализируется на лизинге автомобилей. Как сообщили в пресс-службе компании, объем нового бизнеса «Европлана» за этот год составил 26,4 млрд рублей — на 79% больше, чем за аналогичный период 2016-го. Причем из этой суммы 13,2 млрд рублей пришлось на лизинг легковых автомобилей и 11,3 млрд — на лизинг грузовиков. В «Европлане» также особо отмечают важность роли госсубсидирования: вышеназванные программы делают лизинг выгоднее как для клиента, так и для компании.
Антон Борисевич из ГТЛК, говоря о перспективных отраслях лизинга, добавляет, что бизнес активно растет за счет судов — и водных, и воздушных. «Наш авиационный бизнес активно расширяется как за счет реализации программы развития аренды самолетов SSJ-100, так и за счет новых типов воздушных судов», — рассказал он, добавив, что в ГТЛК ожидают большой активности в сегменте лизинга водного транспорта, в частности судов класса «река–море»: «В этой отрасли существует большая потребность в обновлении флота, и мы видим, что спрос на новые суда год от года только растет».
В сегменте железнодорожного транспорта перспективы развития лизинга обусловлены преимущественно тем, что в 2016–2017 годах большое количество вагонов было списано. Соответственно, профицит, который наблюдался в 2014 и 2015 годах, уже исчез. Предыдущие тяжелые годы привели и к тому, что в нише железнодорожного лизинга значительно сократилось число игроков. При этом дальнейшие перспективы роста именно железнодорожного сегмента эксперты оценивают весьма скромно. «Производство нового подвижного состава сейчас не растет такими темпами, как в 2011 и 2012 годах, когда отрасль вагоностроения показала абсолютный рекорд, — указывает причину Антон Борисевич. — И вагоностроители, и операторы, и финансовые институты проводят крайне взвешенную политику наращивания темпов производства. Потому что ряд заводов в прошедшие годы практически ничего не производил». Формально в зачет цифр роста рынка идут, например, сделки по рефинансированию существующих контрактов и смене лизингополучателей. Очевидно, что это не будет приводить к появлению новых грузовых вагонов на сети РЖД.
Есть и более серьезный фактор сдерживания, который может радикально изменить итоговую картину: реформа отрасли, запланированная ЦБ, фактически приравнивающая лизинговые операции к банковским по объемам отчетности.
Лизинг старый — отчетность новая
В 2016 году Центробанк разработал концепцию реформы лизинговой отрасли. По замыслу регулятора, для компаний будут установлены требования по капиталу и предусмотрено обязательное вступление в реестр ЦБ и саморегулируемую организацию (СРО). Кроме того, лизинговые компании должны будут перейти на новую отчетность и близкий к банковскому план счетов. Компании, которые этого не сделают, не смогут называться лизинговыми и потеряют главные преимущества лизинга — возможность использовать ускоренную амортизацию и субсидии. В этом году ЦБ намерен разработать указание о методике расчета капитала, отраслевые стандарты бухучета, регламент допуска компаний на рынок; заработают эти правила в 2018–2021 годах. Естественно, подобные изменения ведут к серьезным для лизинговых компаний издержкам, которые не все из них смогут выдержать, что вполне может привести к уходу с рынка ряда игроков.
Как подчеркивает директор Объединенной лизинговой организации (ОЛА) Татьяна Позднякова, в случае принятия законопроекта и перевода лизинговых компаний в статус некредитных финансовых организаций с введением нормативов, аналогичных введенным для банков (которым эти нормативы фактически закрыли доступ к кредитованию субъектов МСП), сектор МСП практически лишается возможности обновления и расширения производственных фондов с применением механизма лизинга.
Предложенные изменения в законодательные акты, касающиеся деятельности лизинговых компаний, считают в ОЛА, повлекут за собой необходимость глобальной реорганизации деятельности лизинговых компаний с дополнительными обязательствами и расходами.
Подобную картину мы уже наблюдали в банковском секторе, где ужесточение требований ЦБ приводит к вымиранию малых и средних банков, даже без учета отзыва лицензий. Татьяна Позднякова считает, что в текущей ситуации реформа окажется губительной для большинства средних и малых лизинговых компаний. Результатом станет сокращение числа игроков лизингового рынка и, как следствие, резкое уменьшение объема лизинговых операций, в первую очередь с субъектами МСП.
Аналогичного мнения придерживается и Кирилл Царев: «Переход на единый план счетов может привести к возникновению у лизинговых компаний существенных расходов. Прежде всего они коснутся малого бизнеса». Тем не менее, по его словам, если издержки в процессе перехода на новые условия ведения бизнеса окажутся слишком большими, высока вероятность, что часть компаний не отомрет, а станет заниматься арендным бизнесом. «Долгосрочная аренда будет конкурировать с лизингом. Она не будет нести таких издержек, как лизинг и, возможно, с позиции инвесторов окажется более защищенной», — добавляет Кирилл Царев. По его словам, есть еще один важный момент: изменения Гражданского кодекса РФ могут привести к кардинальным изменениям в трактовке природы лизинга на территории РФ, потому что есть разные взгляды на то, что такое лизинг. И это делает ситуацию еще менее предсказуемой.
Александра Михайлова, генерального директора ЛК «Европлан», грядущие изменения не смущают. «Автолизинг долгие годы развивавшийся за счет успешной работы частных лизинговых компаний и наиболее прозрачный для будущего регулирования отрасли со стороны ЦБ, продолжит двигать вперед весь лизинговый рынок», — уверен он. В общем и целом крупные игроки считают, что в следующем году на рынке лизинга скорее всего тоже будет отмечаться рост.
Как отметили в пресс-службе ОЛА, опираясь на имеющиеся данные, в следующем году стоит ожидать продолжения роста автолизинга как крупнейшего сегмента. Далее следуют авиализинг, железнодорожный лизинг, а также лизинг дорожной и дорожно-строительной техники — все эти направления, скорее всего, будут и дальше чувствовать себя хорошо.