Магнит теряет силу притяжения

30 октября 2017, 00:00

Виталий Тимкив/ТАСС
Читайте Monocle.ru в

Этот финансовый пузырь скоро должен лопнуть — так некоторые аналитики оценили «черную пятницу» крупнейшего российского ритейлера «Магнит» и шлейф от нее, тянувшийся всю прошлую неделю: после того как 20 октября котировки акций компании обвалились почти на 11%, с 9445 до 8442 рублей, падение продолжилось и 24 октября составило 16% (7900 рублей), так что брокеры заговорили о вероятном зарождении падающего тренда к отметке 6750 рублей. Но, поколебавшись, котировки потом немного поднялись и 27октября в 18:00 достигли 8066 рублей за акцию.

Уже третий год открытие магазинов "Магнит" не приносит адекватного финансового результата  03-01c.jpg
Уже третий год открытие магазинов "Магнит" не приносит адекватного финансового результата

Источником такого нервного поведения инвесторов в отношении ценных бумаг, включенных в топ-10 российских «голубых фишек» индекса MSCI (Morgan Stanley Capital International), стала опубликованная отчетность «Магнита» за третий квартал. Компания показала худшие за несколько лет финансовые результаты. Чистая прибыль упала на 53,3%, до 6,9 млрд рублей, по сравнению с 14 млрд в 2016 году. Выручка выросла всего на 6,5% — до 286 млрд рублей вместо ожиданий в 292,5 млрд, основанных на прошлогоднем 13-процентном росте. EBITDA уменьшилась на 27,9%, до 20,66 млрд рублей, а год назад этот показатель составлял 29 млрд. Рентабельность упала с 10,67 до 7,23%. И, как итог, «Магнит» снизил прогноз роста выручки за 2017 год — до 8–10% против прежних 9–11%.

Впрочем, то, что обернулось сюрпризом для брокеров, не стало неожиданностью для вдумчивых аналитиков, как и для менеджмента самого «Магнита». По словам финансового директора сети Хачатура Помбухчана, на показателях компании отрицательно сказались два реализуемых масштабных инвестпроекта: редизайн магазинов и запуск производственного комплекса по выращиванию грибов, а также рост числа открывающихся точек. Редизайн магазинов в формате «у дома», потребовавшийся в связи с замедлением продаж и оттоком покупателей (см. график), начался еще в прошлом году, а в нынешнем процесс решили ускорить и увеличили количество обновляемых точек с 2 до 2,2 тыс., причем основная нагрузка по ремонту пришлась на третий квартал. Это дало более чем двухпроцентное снижение квартальной выручки и примерно 1% падения EBITDA.

Непосредственными результатами редизайна в «Магните» довольны. «Мы четко понимаем, что и как мы делаем», — заявил г-н Помбухчан. Речь идет не только об улучшении оформления, но и о расширении ассортимента магазинов — в частности, увеличилась доля свежих продуктов. А для того, чтобы обеспечить консолидированные поставки тех же свежих овощей, фруктов, грибов по оптимальной цене, «Магнит» с 2011 года интегрируется в производство продуктов питания. До конца 2020-го компания вложит в строительство 40 производственных площадок, а также в сделки M&A с производителями продовольствия до 80 млрд рублей. В текущем году на эти цели будет направлено около 10 млрд рублей, из них в отчетный период 1,8 млрд — на выращивание грибов.

Сворачивать инвестпланы «Магнит» не намерен. «Это вопрос следующих двух-трех лет», — говорят в компании о редизайне магазинов, и их позиция понятна: без реновации невозможно остановить снижение потока покупателей и выручки. Другое дело, что ритейлер фактически приглашает всех довольно надолго затянуть пояса в отношении своих акций, ведь затраты на редизайн сокращают маржу, а из-за ремонта на какое-то время иссякает тот же покупательский поток. И, судя по всему, к жертвам готовы лишь немногие из инвесторов.

«Я уверен, что в ноябре “Магнит” будет исключен из индекса MSCI, и это справедливо», — говорит Элвис Марламов, частный инвестор и автор проекта Alёnka Capital. Дело не только в итогах третьего квартала. Компания с ее рыночной стоимостью, составляющей около триллиона рублей и равной годовой выручке, в принципе сильно переоценена. «Такое возможно только в высокотехнологическом секторе, но никак не в ритейле, — полагает Марламов. — Капитализация X5 Retail вдвое ниже, хотя выручка у них больше». Системной ошибкой является, по его мнению, и ставка менеджмента «Магнита» на экстенсивный рост: более половины новых магазинов открывается в непосредственной близости от точек конкурентов или от собственных точек, порождая своего рода каннибализм.

В «Ренессанс Капитале» считают, что падение котировок «Магнита» не до конца отражает ухудшение его фундаментальных показателей.