Управлять предприятием по-российски

Алексей Грамматчиков
обозреватель «Монокль»
30 октября 2017, 00:00

Российские информационные системы управления предприятием продолжают откусывать доли рынка у иностранных производителей. В пользу отечественных разработок играет девальвация рубля, а также гибкость и растущий функционал российских ИТ-систем

ТАСС

Успешное наступление российских производителей на рынке ИТ-систем управления ресурсами предприятий (так называемых ERP-систем) продолжается — это стало главной темой обсуждений на прошедшей в Сочи конференции компании «1С» для корпоративных клиентов.

«1С» — самый крупный российский разработчик ERP-систем. По оценкам международной аналитической компании IDC, по итогам прошлого года ей удалось занять 32,9% российского рынка ERP-систем в денежном исчислении. В 2013 году эта доля была меньше и составляла 30,5%, а в 2000-м, согласно данным IDC, «1С» была вообще незаметна на рынке — ее доля исчислялась несколькими процентами в разделе «Прочие».

Другие ведущие игроки на российском рынке ERP-систем сегодня — три иностранные компании. Прежде всего это немецкая SAP, которой принадлежат внушительные 49% рынка, далее с большим отставанием идут американские Microsoft (8,8%) и Oracle (4%). Замыкает список еще одна российская компания, «Галактика», которой, по оценкам IDC, принадлежит 2,2% рынка (см. график 1).

У большинства иностранных производителей доля рынка снижается: по данным IDC, в 2013 году SAP занимала 49,9%, Oracle — 5,6%. Немного подросла лишь доля Microsoft (в 2013 году у нее было 7,8%, хотя в 2003-м — 12%). Увеличивает долю и «Галактика», которая в 2013 году имела только 1,9% рынка.

Представители российских производителей ERP-систем говорят, что показатели их доли рынка в денежном выражении могли бы быть еще больше, если бы не девальвация рубля. Ведь объемы продаж иностранных продуктов, которые рассчитываются в валюте, после изменения курса резко подскочили. С другой стороны, как раз упавший три года назад курс российской валюты сейчас играет в пользу российских производителей ИТ-решений: иностранные продукты стали для российских предприятий гораздо дороже, и они чаще задумываются о внедрении информационных систем российского производства. Например, по оценкам участников рынка, стоимость только одной лицензии у SAP составляет порядка двух тысяч долларов, в то время как у «1С» — только 150 долларов (не считая затрат на внедрение и поддержку). Но могут ли сейчас российские ERP-системы по своему качеству и функционалу составить достойную конкуренцию иностранным разработкам?

 

Продуктовое развитие

 

То, что российские ERP-системы не только дешевле, но и не уступают, а иногда даже превосходят зарубежные аналоги, пытались доказать на своей конференции в Сочи представители компании «1С».

В начале 1990-х «1С» начинала с разработки программ для автоматизации бухгалтерского учета. Компании удалось наладить взаимодействие с российскими налоговыми органами (которые, кстати, тоже были заинтересованы в появлении хорошего решения для отчетности), и ИТ-продукт «1С: Бухгалтерия», быстро реагирующий на изменения российского законодательства, стал неотъемлемым элементом каждой российской компании. Со временем «1С» задумалась и об автоматизации других сторон деятельности предприятий. По сути, на рынок ERP компания вышла в 2003 году, выпустив информационную платформу «1С: Предприятие 8», которая оказалась довольно-таки востребованной на рынке.

С тех пор выручка «1С» стремительно растет. Официально компания объемов продаж не раскрывает, однако, по оценкам, например, аналитической компании Tadviser, за последние семь лет выручка «1С» увеличилась более чем втрое — с 11 млрд рублей в 2009 году более чем до 37 млрд по итогам прошлого года (см. график 2).

Растут обороты и у второго ключевого российского производителя ERP-систем — компании «Галактика», которая разрабатывает собственные ИТ-решения в области управления предприятием еще с 1987 года. По данным Tadviser, обороты «Галактики» хотя и существеннее скромнее, чем у «1С», однако они динамично растут: по итогам прошлого года выручка компании достигла 2,2 млрд рублей, это почти на 40% больше, чем три года назад.

Столь динамично развиваться российским компаниям помогает не только девальвация, но и активное расширение ассортимента продуктов. «1С» делает ставку на развитие своей платформы «1С: Предприятие», на основе которой компания создает большое семейство прикладных решений, таких как «1С: Управление предприятием 2.0», «1С Документооборот», «1С: Управление холдингом» и другие. Всего на сегодняшний день платформа «1С» имеет более тысячи решений, которые позволяют автоматизировать управление и учет на предприятиях различных отраслей. Например, с помощью российской ERP можно полностью автоматизировать работу складов, логистики, производственных мощностей, управлять торговлей, персоналом, а также налоговыми отчислениями и всеми видами отчетности. При этом российские разработчики активно развивают функционал своих продуктов — в частности, повышают их производительность, внедряют мобильные платформы, облачные технологии, развивают многоплатформенность (поддержку в системах самых разных типов программного обеспечения) и многое другое. Это наряду с удачной конъюнктурой рынка позволяет им привлекать все больше клиентов.

Российские компании контролируют более трети рынка ERP-систем 18-02.jpg
Российские компании контролируют более трети рынка ERP-систем
Выручка "1С" за последние 8 лет увеличилась более, чем втрое 18-03.jpg
Выручка "1С" за последние 8 лет увеличилась более, чем втрое

 

Атака на крупный бизнес

 

Исторически российские производители ERP-систем двигались от услуг автоматизации малых компаний к более крупным клиентам. При выходе на российский рынок иностранные компании в первую очередь нацеливались на более маржинальные большие предприятия, оставляя «мелочь» российским ИТ-компаниям. Сейчас можно констатировать, что почти весь малый и большая часть среднего бизнеса в России уже автоматизирована с помощью российских ИТ-продуктов. Так, представители «1С» заявляют, что их решениями сейчас пользуются более полутора миллионов коммерческих предприятий и государственных учреждений в России и ближнем зарубежье. А по числу автоматизированных рабочих мест компания уже подмяла под себя более 80% всех автоматизированных рабочих мест в стране.

Теперь главный вызов для российских ИТ-разработчиков — охватить своими системами крупные предприятия, которые до недавних пор считались вотчиной западных производителей ERP-систем. И в последнее время это им удается: крупный бизнес все лояльнее относится к российским ИТ-решениям и заявляет об их внедрении. «Мы заключаем все больше контрактов с предприятиями, число сотрудников которых исчисляется тысячами», — говорит глава компании «1С» Борис Нуралиев.

Например, самый крупный проект, который сейчас реализует «1С», — автоматизация «Почты России», где на основе российских ИТ-решений автоматизируется почти 50 тыс. рабочих мест. «Российская платформа “1С: Предприятие” успешно справляется с нашими потребностями, — говорит заместитель генерального директора “Почты России” по ИТ Сергей Емельченков. — Во многом благодаря внедрению новых ИТ-средств российского производства нам удалось увеличить поток физически обслуживаемых посетителей почти в четыре раза. Мы также смогли уменьшить среднее время обслуживания клиентов с тринадцати до трех с половиной минут и считаем, что это все еще довольно долго, нужно повышать эффективность процессов дальше».

К другим масштабным применениям решений «1С» относятся недавние внедрения в таких компаниях, как «Трансмашхолдинг» (20 тыс. автоматизированных рабочих мест), «Межрегионгаз» (10 тыс.), «Башкирэнерго» (8600), КамАЗ (7800), «Сибур» (3500), «Иркутскэнерго» (3000), Газпромбанк (2500) и другие. «Решения “1С” позволили нам реализовать много важных для нашего предприятия автоматизированных систем, — говорит ИТ-специалист КамАЗа Алексей Климкин. — В частности, мы смогли наладить эффективный расчет себестоимости машин и запчастей. Мы также трансформировали систему отчетности, подготовка которой ранее срывалась из-за того, что она работала на разрозненных платформах. В дальнейшем мы планируем распространить корпоративный шаблон на основе решений “1С” на все крупные и средние предприятия группы компаний КамАЗ».

«На платформе продукта “1С: Предприятие 8.2” мы создали решение, которое позволяет нашей компании обеспечивать оперативную приемку и оформление грузов на складе, отслеживать работу транспортных средств, формировать весь пакет первичных документов, а также управленческую и финансовую отчетность. Одновременно в нашей системе работает почти три тысячи пользователей», — рассказывает Олег Неборский, начальник отдела управления территориальными проектами группы компаний «Деловые линии».

Успешно внедряет свои ERP-системы на крупных предприятиях и «Галактика»: одно из крупнейших ее внедрений успешно осуществлено в компании «Транснефть», где подтверждают, что на основе продукта «Галактика ERP» успешно автоматизированы 45 тыс. рабочих мест в 23 филиалах компании.

 

Вопрос масштабируемости

 

Помимо более доступной цены и растущего функционала дополнительный плюс российских ERP-систем — их гибкость. Например, партнерская сеть «1С» включает в себя порядка семи тысяч внедренческих компаний, которые могут адаптировать изначальную программную платформу под нужды любого предприятия. Западные же производители ERP-систем, приходя в российские компании, обычно предлагают им перестроить бизнес-процессы под свою информационную систему. Хотя стоит отметить, что во многих случаях переход на более четкие, отлаженные и прозрачные мировые стандарты ведения бизнеса идет на пользу предприятию.

Впрочем, нельзя сказать, что все продукты российских ERP-систем работают безукоризненно. Например, некоторые участники конференции «1С» критиковали российские решения за то, что они пока не всегда справляются с масштабируемостью и возможностью работать одновременно с большим числом пользователей. Скажем, внедрение системы в той же «Почте России» не всегда шло гладко. Однако российские разработчики заявляют, что подобные «болезни роста» совсем скоро будут преодолены и российские ERP-системы смогут с легкостью обслуживать одновременно несколько десятков и даже сотни тысяч пользователей. Так что схватка и упорная борьба с западными производителями систем управления предприятием на российском рынке будет продолжаться.

 

Сочи—Москва