Хельсинки — колыбель морских инноваций XXI века

Иван Ступаченко
4 декабря 2017, 00:00

Морской кластер Хельсинки предлагает российским компаниям доступ к новым технологиям, обмену опытом и площадку для выхода на внешние рынки

ПРЕДОСТАВЛЕНО HELSINKI BUSINESS HUB

Быстро меняющийся мир, в котором технологии устаревают раньше, чем истекает гарантийный срок работающего на их основе оборудования, требует новых форматов внутриотраслевого сотрудничества. Сегодня уже невозможно эффективно инвестировать в R&D без постоянного общения с потребителями, смежниками и даже конкурентами, особенно в высокотехнологичных сегментах.

Ключевой фактор успеха — открытая среда и инновационная инфраструктура, в которой все нужные партнеры и информация находятся на расстоянии вытянутой руки, порой в буквальном смысле этого выражения.

Как известно, Финляндия входит в топ-5 самых инновационных, открытых и наиболее развитых цифровых экономик мира. Один из ведущих мировых кластеров в сфере морских технологий сложился в регионе Хельсинки. Как рассказывает представитель Агентства экономического развития региона Helsinki Business Hub Мария Хартикайнен, в кластер входят «около 900 компаний, от судостроения и спутниковых технологий до судовой электроники и оптимизации расхода топлива. Наш основной приоритет — дигитализация и создании цифровых технологий для морского сектора».

Внушительная цифра, а также состав участников, включающий компании Wärtsilä, ABB, Cargotec, Tieto, Arctech и другие сильные бренды, объясняется просто: кластер обеспечивает легкую коммуникацию с коллегами, сокращает затраты на поиск клиентов, а также на то, чтобы быть в курсе последних тенденций. Он привлекает в Хельсинки талантливых профессионалов, что серьезно облегчает набор высококвалифицированных кадров. Другой важный момент: морской кластер Хельсинки — прекрасная стартовая площадка для выхода на международные рынки и привлечения инвестиций. Интернациональный характер сообщества способствует тому, что львиная доля общения происходит на английском языке. Не в последнюю очередь стоит отметить и размеренный комфортный стиль жизни в финской столице и ее пригородах.

Однако соседство большого количества сотрудничающих между собой компаний еще не делает сообщество полноценным кластером, под которым подразумевается не только полезное общение, но и общая платформа развития и научно-образовательная инфраструктура.

Подобная инфраструктура в последние годы создается весьма активно. Так, технологический концерн Wärtsilä, штаб-квартира которого находится в Хельсинки, запустил нынешней осенью в финской столице свой первый акселератор Digital Acceleration Centre (DAC). «DAC позволит быстро создавать вместе с клиентами прототипы новых решений, использующих такие технологии, как искусственный интеллект, машинное обучение, блокчейн и виртуальную реальность», — говорит Марко Райан, директор по дигитализации концерна Wärtsilä.

Кроме того, уже в этом году откроется и Центр морских инноваций Хельсинки, который послужит своего рода хабом для стартапов, исследовательских компаний и инвесторов.

В задачу центра будет входить вывод на рынок перспективных разработок в сфере повышения эффективности судостроения, морских перевозок, портового хозяйства и пр.

Примечательно, что в рамках Slush — крупнейшей в Европе конференции для стартапов и инвесторов запланировано специальное отдельное мероприятие Digitalizaing Maritime Business.

Российские компании также проявляют интерес к работе в Финляндии. В 2015 году Объединенная судостроительная корпорация довела до 100% свою долю в верфи Arctech, которая планирует в будущем специализироваться на строительстве не только самых высокотехнологичных ледоколов в мире, но и круизных лайнеров. Так, нынешним летом был подписан протокол о намерениях между Arctech и японской Peaceboat по строительству самого экологичного круизного лайнера Ecoship.

Особый интерес вызывает финский проект по разработке и тестированию беспилотных судов в рамках экосистемы One Sea. Цель One Sea — к 2025 году обеспечить возможность движения судов исключительно с помощью дистанционных технологий, без людей на борту. Предполагается, что через три года будет создано полностью автономное судно, а затем и глобальная система беспилотных морских перевозок. В проекте участвуют такие гиганты, как ABB, Cargotec, Tieto, Meyer Turku, Ericsson, Rolls-Royce, Wärtsilä. Поддержку проекту One Sea оказывает Tekes, финское агентство по финансированию инноваций. «Мы ставим перед собой очень амбициозные цели. One Sea — это уникальная открытая платформа по разработке и внедрению беспилотного морского транспорта, на которой участники обсуждают технологические вопросы, проводят совместные тестирования, объединяют усилия в R&D», — говорит программный менеджер Tekes Пия Мойланен, добавляя, что этот и другие пилотные проекты открыты для иностранных партнеров.

«Мы приглашаем к сотрудничеству и готовы поддерживать высокотехнологичные российские компании, заинтересованные стать частью нашей экосистемы», — подтверждает Мария Хартикайнен.