В Центре фотографии имени братьев Люмьер проходит выставка портретов голливудских кинозвезд, выполненных фотографом Дугласом Киркландом
Первое голливудское тело, к которому был допущен Дуглас Киркланд, принадлежало Элизабет Тэйлор. Как рассказывает сам, он просто набрался наглости и, будучи на тот момент никому не известным фотографом, предложил суперзвезде сьемку. Та неожиданно согласилась и назначила ему время. Сьемка вышла как нельзя лучше — Киркланд показал себя настоящим профессионалом, и с этого момента его карьера взлетела на самый верх. Киркланд стал фотографировать тех, для кого тиражирование собственного образа не просто попытка остановить ускользающее время, но часть работы. Он смотрел через свой объектив на людей, к которым было приковано внимание всего мира. Они стали знаменитыми благодаря кино, но именно фотографии сделали их облик иконическим. Благодаря им образы голливудских актеров, оказавшихся на пике формы в один из самых счастливых для кино периодов — когда оно с легкостью приковывало к себе внимание жаждущего впечатлений массового зрителя, вошли в память человечества.
На фотографиях мы можем видеть и самого Киркланда. На фоне умеющих всегда отлично смотреться в кадре актеров в нем угадывается человек, которому предпочтительнее всегда оставаться за кадром. Но как следует из слов самого мастера, это не мешало ему попадать в эпицентр светской жизни не только как наблюдателю, но и в качестве одного из ее героев. Киркланд намекает на то, что его связи со звездами не ограничивались деловыми отношениями. Это только подчеркивает статус человека, умеющего увидеть других людей с самой выгодной для них стороны. Сам по себе процесс фотографирования предполагает, что фотографа допускают в интимную сферу. Звезда обнажается перед ним в любом случае: иногда в прямом смысле, иногда — в переносном. И если она доверяет ему то, как будет выглядеть на страницах глянцевого журнала или даже на его обложке, почему бы не доверить ему и все остальное.
Но полюбить фотографии Киркланда стоит не только за это. Жизнь любого фотографа подчинена мгновениям. Его задача — зафиксировать именно то из них, когда происходит нечто из ряда вон выходящее. У него должно быть чутье — чтобы выделить из них наиболее точно выражающее суть запечатленного в нем времени. Киркланду приходилось решать и еще более тонкую задачу — застать человека в момент, когда тот наиболее естественен, когда с него спадает маска лицедея и из глаз начинает исходить внутренний свет. Задачу фотографа усложняло то, что большая часть его работы происходила на съемочной площадке. И даже если она осуществлялась за ее пределами, герои фотографий оставались людьми, предпочитающими менее всего быть теми, кто они есть на самом деле. Если бы Киркланд шел у них на поводу, мы бы ничего не увидели, кроме просто красивых фотографий, в неисчислимом количестве публикующихся на страницах глянцевых журналов.
Одна из его главных профессиональных удач, помимо самой первой, с Элизабет Тейлор, — сьемка Коко Шанель. Маленькая худая женщина, часто с сигаретой во рту, перемещается из одной комнаты в другую — судя по всему, именно в это время она занята подготовкой новой коллекции, поэтому часто оказывается среди моделей, демонстрирующих придуманные ею платья. Даже ничего не зная о Коко Шанель, мы можем легко догадаться, что это та самая женщина, которая царила в моде на протяжении нескольких десятилетий. Она создала универсальный женский образ, разработала присущую ему эстетику и сама же его олицетворяла. Киркланд, и в этот раз сумев втереться в доверие — несомненно, это один из его главных талантов, — следует за ней по пятам и постоянно фотографирует, особенно когда модельер не обращает на него внимания. Но даже когда она позирует, она делает это почти совершенным образом. И в этом есть часть заслуги фотографа. Ведь она позирует в первую очередь для него.