Хватит ли у Tesla заряда?

Константин Пахунов
корреспондент издания «Монокль»
22 января 2018, 00:00

Будущее Tesla Motors будет зависеть от продаж новой Model 3 и действий автогигантов. Сейчас же капитализация компании похожа на пузырь, готовый лопнуть в любой момент

ТАСС
Читайте Monocle.ru в

Начавшийся год может оказаться решающим для компании Илона Маска. Стоимость акции Tesla Motors на момент написания этой статьи (среда, 17 января) достигла 340 долларов за бумагу. За прошлый год они показали прирост на 43%, это +1651% с начала торгов. Для сравнения: бумаги Facebook выросли с момента IPO всего на 370%. Капитализация Tesla резко взлетела в ушедшем году, в апреле обойдя капитализацию General Motors и Ford и сделав детище Маска самой дорогой из американских компаний, выпускающих автомобили. Ее капитализация и сейчас выше, чем у Ford (GM все же стоит немного дороже Tesla). Каким образом компания, выпустившая за 2016 год 76 тыс. автомобилей, обошла автогигантов, которые за тот же период произвели 6,7 и почти 10 млн машин (GM и Ford соответственно)? Виной всему, как часто бывает, хайп. Хорошая квартальная отчетность (продажи первого квартала 2017 года выросли рекордно, на 69% в годовом выражении, было продано около 25 тыс. электромобилей) и информация о покупке китайским инвестхолдингом Tencent 5% акций Tesla подстегнула котировки.

Инвесторы, как водится, решили, что такие темпы роста будут всегда. Впрочем, по итогам прошлого года Маску так и не удалось наладить выпуск обещанных пяти тысяч электрокаров в неделю, и это напрямую отразилось на котировках (см. график 1). Инвесторы начинают подозревать неладное.

На фоне автогигантов Tesla выглядит бледно 40-02.jpg
На фоне автогигантов Tesla выглядит бледно

Роскошь для своих

Tesla Motors появилась пятнадцать лет назад. В поисках инвестора выбор основателей компании пал на Илона Маска — человека с инженерными познаниями и нестандартным подходом. Вложив 6,5 млн долларов, Маск стал основным акционером Tesla и ее президентом.

В 2006 году были показаны первые два прототипа электрокаров Roadster. После демонстрации компания объявила, что Roadster согласились купить 30 человек, среди них сооснователи Google Сергей Брин и Ларри Пейдж. Планировалось запустить производство дорогих штучных автомобилей, а потом, когда процесс будет налажен, перейти к машинам побюджетнее. Именно так после Model S и Model X была представлена широкой публике Model 3. В конце июля прошлого года состоялась презентация первых 50 машин. Важным отличием от предыдущих моделей была цена — 35 тыс. долларов, в то время как модель S стоила от 70 тысяч. Впрочем, у Tesla все хорошо только на презентациях, а вот производство постоянно сталкивается с теми или иными трудностями. Так, по итогам четвертого квартала 2017 года заказчикам было доставлено 1550 разрекламированных Model 3, а произведено 2425. Кварталом ранее было вообще собрано лишь 222 машины. Если вспомнить про обещанные Маском пять тысяч машин еженедельно, результат, мягко говоря, не впечатляет.

Акции Tesla откатились из за проблем с выпуском Model 3 40-03.jpg
Акции Tesla откатились из за проблем с выпуском Model 3
Прибыли Tesla Motors пока не показывает 40-04.jpg
Прибыли Tesla Motors пока не показывает

Прибыли не обещали

Боб Луц, экс-глава General Motors, дал свой неутешительный прогноз относительно ближайшего будущего Tesla: «Парни вылетят из бизнеса в 2018 году, с такими темпами они не доживут до 2019-го. Нет у них никаких волшебных технологий, такие же литий-ионные батареи, как у всех остальных. Они транжирят деньги. Им требуется еще один раунд инвестиций».

Теперь весь вопрос в том, захочет ли кто-то эти инвестиции сделать.

По итогам 2016 года компания потерпела убытки в размере 667 млн долларов, годом ранее — 716 миллионов. 2017-й, судя по квартальным данным, тоже будет убыточным, не ждут аналитики прибыли и в 2018-м (по прогнозам, аккумулированным finance.yahoo). Компания несет большие расходы на развитие производства первой модели для массового рынка — Model 3, а также на построение инфраструктуры.

Для наглядности аналитики Bloomberg подсчитали, что каждый час Tesla тратит 480 тыс. долларов. По их мнению, если план выпускать пять тысяч машин в неделю не будет выполнен к концу марта, то в августе это прикончит компанию.

Некоторые эксперты полагают, что высокая оценка акций Tesla связана с тем, что игроки рынка считают ее в большей степени технологической компанией, нежели автомобильной. Причина в активности основателя. Илон Маск постоянно вбрасывает инновационные идеи и что-то обещает. Чего стоят только ракеты Falcon 9, план колонизации Марса или проект фотоэлектрической черепицы по 220 долларов за квадратный метр, которую уже устанавливают! Добавим проект вакуумного поезда Hyperloop, и получается просто фонтан идей. Однако все это никак не связано с самой Tesla и с производством электрокаров, где все буксует. И если не случится перелома, то Боб Луц и аналитики Bloomberg окажутся правы.

Не только они смотрят на будущее компании пессимистически. Ведущий специалист по стратегическим инвестициям Cascend Securities Эрик Росс не так давно тоже сделал довольно печальный отчет по Tesla. Из него следует, что интерес к долгожданной Model 3 не только не вырастет, но и будет падать. В первую очередь из-за задержек с поставками, проблем с самой машиной и разочарования энтузиастов. На основе этого Росс определяет целевую стоимость акций Tesla в 250 долларов за штуку, это намного ниже текущего уровня. Наконец, в прогнозах ведущих инвестдомов США в декабре впервые появились рекомендации продавать акции Tesla.

Обойдут на повороте

Если бы Маск строил свои электромобили в экономическом вакууме, после череды попыток его бизнес, возможно, начал бы приносить прибыль. Но ведь традиционные автогиганты тоже не спят. И они имеют все шансы оттеснить Tesla с рынка электрокаров — и роскошных, и бюджетных.

Интересно, что сразу после апрельского скачка акций Tesla автогиганты начали наперебой обещать развивать свои электромобили и гибриды.

Билл Форд, председатель совета директоров Ford, уже заявлял о планах компании существенно увеличить к 2022 году вложения в разработку и производство электрокаров. Объем вливаний составит 11 млрд долларов в год (в 2016 году — 7,3 млрд). Концерн планирует сделать около 40 моделей либо полностью электрическими, либо с гибридным двигателем, «Эти 11 миллиардов означают, что мы ставим всё на электромобили, заявил указал Форд. — Единственный вопрос — подхватят ли наш порыв клиенты. Мы думаем, что да».

Аналогичным образом ведут себя и другие автогиганты. General Motors в прошлом году пообещал добавить 20 новых моделей машин на водородных топливных элементах. В ноябре прошлого года о планах вложить 40 млрд долларов в разработку электромобилей и автопилота заявил Volkswagen — сделать это планируется в течение пяти лет. К 2025 году среди линеек Toyota и Lexus уже не будет машин, где не предусмотрен либо гибридный, либо электрическим двигатель, а еще через пять лет Toyota планирует продавать 5,5 млн электрокаров, в том числе миллион машин с нулевым уровнем выбросов: с питанием от аккумуляторов (BEV) или от водородных топливных ячеек (FCEV). На фоне намерений автоконцернов с долгой и успешной историей детище Илона Маска выглядит не слишком внушительно (см. таблицу).

«На массовом рынке успеха можно будет добиться лишь тогда, когда электромобили сравняются по производительности с традиционными», — комментирует аналитик ИХ «Финам» Леонид Делицын. По его словам, Илон Маск справился с этой задачей. Но вот развить успех ему не дадут. «Tesla имела бы шансы, если бы крупные автопроизводители жили в негибком режиме жестких планов. Однако эти компании уже пережили банкротства и не могут позволить себе повторного краха. «После реорганизации GM в 2009 году и возвращения на биржу в 2010-м инвесторам и менеджменту автомобильных компаний не надо объяснять, в чем состоит опасность “подрывных” инноваций», — подытоживает г-н Делицын.

Если основное оружие в борьбе Илона Маска за прибыль — хайп и вера в инновации, то на стороне традиционного автопрома огромный опыт маркетинга и умение работать с недоделками. «С задачей постепенного улучшения характеристик, а главное — маркетинга и доведения знания об этих улучшениях до потребителя крупные корпорации справляются гораздо лучше инноваторов, — продолжает Леонид Делицын. — Размер имеет значение. Хотя капитализация GM и Tesla сопоставима, выручка GM в прошлом году составила 165 миллиардов долларов, а выручка Tesla — менее 11 миллиардов. Tesla столкнулась с конкуренцией со стороны игрока рынка, который продает в пятнадцать раз больше, даже если некоторые считают его обветшалым. Случаев в истории, когда более крупный игрок входил на рынок позже, но вытеснял оттуда инноваторов, не сосчитаешь». Напомним и еще один момент. Ключевая задача при создании электрокаров — аккумуляторные батареи. Именно нехватка аккумуляторных батарей в отчете Tesla названа истинной причиной ограничения роста производства электрокаров. Для батарей нужен литий и кобальт, и их нужно гораздо больше, чем для аккумулятора в смартфоне, а рынок лития и кобальта не резиновый. Ранее, в марте 2017-го, Илон Маск уже говорил, что для производства полумиллиона млн электрокаров придется скупать весь литий в мире. Примерно та же ситуация и с кобальтом, который требуется для батарей практически всей современной техники. За последние два года он подорожал более чем втрое. Вспоминая планы автогигантов, возникает резонный вопрос: а хватит ли этих металлов на них да еще и на долю Tesla?