Машины для особых дорог

Вера Кузьмина
корреспондент журнала «Эксперт»
22 января 2018, 00:00

Крупнейшему отечественному производителю снегоходов и квадроциклов компании «Русская механика» удалось выйти из кризиса благодаря девальвации. Предлагая оптимальные для потребителя цену и качество, компания заняла лидирующее положение на рынке снегоходов, значительно увеличила долю на рынке квадроциклов и вышла на экспорт

ПРЕДОСТАВЛЕНО КОМПАНИЕЙ «РУССКАЯ МЕХАНИКА»
Читайте Monocle.ru в

Производство «Русской механики» находится в Ярославский области — от местного вокзала до предприятия ехать в среднем два часа через город и лес. Завод расположился на большой территории, по которой то и дело снуют снегоходы. Самая последняя и самая мощная модель снегохода, которую еще не найти в магазинах, ожидает с торца здания — еще вчера на ее месте мог оказаться квадроцикл, но сегодня выпал снег, и для меня подготовили снегоход и специальный костюм. Снегоходы выбирают по мощности двигателя, и, как стало ясно позже, параметры его владельца тоже имеют значение — предложенная модель оказывается слишком мощной для водителя весом 46 килограммов. Однако после пяти минут езды управлять машинкой становится совсем просто, обусловленный неопытностью страх перевернуться сменяет чувство эйфории, и я забываю про осторожность.

Снегоходы — основной вид продукции, которую производит «Русская механика», на них приходится до 70% выпускаемого ассортимента машин (30% — квадроциклы). Сегодня компания является лидером на рынке снегоходов: по данным «Русской механики», в 2017 году ее доля на этом рынке достигла 55%, на рынке квадроциклов — 16,5%. Прогресс можно оценить и по финансовым показателям: в 2017 году выручка компании достигла 2,8 млрд рублей. В 2016 году ее прирост составил 13%, в 2017-м — 12%. Прибыль предприятия в 2016 году увеличилась в четыре раза, а в 2017-м — более чем в полтора.

В конце прошлого года «Русская механика» вышла и на зарубежный рынок, продав 150 снегоходов в скандинавские страны. Экспортное направление становится одним из приоритетных, однако по-прежнему основные усилия будут сосредоточены на внутреннем рынке: компания планирует наладить выпуск снегоходов с более совершенным четырехтактным двигателем собственного производства и расширить ассортимент квадроциклов.

За последние два года "Русская механика" нарастила и выручку, и прибыль 22-03.jpg
За последние два года "Русская механика" нарастила и выручку, и прибыль
 22-04.jpg

Рубль помог

Лидерство отечественных производителей на рынке снегоходов для нашего рынка нетипичная ситуация: до 2014 года у нас лидировали иностранные компании, такие как BRP и Yamaha. Их машины отличались стабильно высоким качеством и такими же ценами, при этом спрос был высокий. После девальвации рубля цены на импортную внедорожную технику выросли на 30%, и спрос упал вместе с покупательной способностью. Работать на нашем рынке иностранцам стало неинтересно, некоторые компании ушли. Их место удачно заняли отечественные производители: «Объем рынка сильно сократился, а наши позиции остались прежними и даже улучшились», — рассказывает генеральный директор «Русской механики» Леонид Можейко.

В итоге последние несколько лет на рынке снегоходов лидируют отечественные производители, они занимают 75% рынка. В квадроциклах пока что 50% (по данным за 2016 год, на рынке было продано 15,2 тыс. снегоходов, из них отечественного производства — около 11 тыс.; квадроциклов — всего 8,7 тыс., отечественных — около 4,5 тыс.). Но доля машин российского производства в обеих категориях растет, вытесняя импорт. Помимо лидирующей в производстве снегоходов «Русской механики» на рынке есть еще один игрок — компания «Веломоторс» (торговая марка Stels). Она же лидирует в производстве квадроциклов: ее рыночная доля — около 30%.

Успех на рынке «Русской механике» обеспечило высокое качество машин и низкие по сравнению с импортной техникой цены: «Нам интересны продажи отечественной внедорожной техники — импортные снегоходы сейчас очень дорогие. Спрос на наши машины очень хороший, и он растет. Вот сейчас, в зимний период, спрос на снегоходы настолько высокий, что техники не хватает, по отдельным моделям “Русской механики” может быть ожидание по времени поставки до нескольких месяцев», — рассказывает Дмитрий Бобров, генеральный директор компании ООО “Механика”, дилера внедорожной техники.

Надо сказать, что разница в цене между отечественными и импортными машинами сегодня огромная — в два, а то и в три раза. Для покупателей этот фактор стал одним из основных в пользу наших производителей. «Иностранцы предлагают скидки и акции, но разница в цене настолько большая, что эти меры оказываются малоэффективными. Импортную технику за зимний сезон покупают очень плохо, у нас есть Yamaha 2014 года — она не продается из-за высокой цены, а технику отечественного производства спрашивают, берут», — рассказывает Александр Бобков, генеральный директор компании «Стронг моторс».

Генеральный директор компании «Русская механика» Леонид Можейко: «Для успешного развития экспорта нужен курс руля выше 55 рублей за доллар» 22-02.jpg ВЕРА КУЗЬМИНА
Генеральный директор компании «Русская механика» Леонид Можейко: «Для успешного развития экспорта нужен курс руля выше 55 рублей за доллар»
ВЕРА КУЗЬМИНА

Машины для снега

«Русская механика» — предприятие полного цикла. Здесь проектируют и изготавливают снегоходы и квадроциклы, а затем реализуют их через дилерскую сеть. Помимо работы с собственной продукцией компания периодически дополняет свой ассортимент импортной техникой (в основном это касается недостающих пока позиций по квадроциклам). Объем производства в 2017 году составил десять тысяч единиц: две тысячи квадроциклов и восемь тысяч снегоходов. Такой перевес в пользу снегоходов связан с тем, что квадроциклы — относительно новый вид внедорожного транспорта. Традиционно в России еще с советских времен, на протяжении примерно пятидесяти лет, производили только снегоходы. «Русская механика» была первооткрывателем этого направления машин — первый снегоход семейства «Буран» был выпущен сорок шесть лет назад. Квадроциклы у нас стали появляться гораздо позже, уже в 2000-е. «Русская механика» начала работу с ними в 2004 году с продажи импортных машин. «Сначала мы производили только снегоходы, но потом в мире стали популярны квадроциклы, и в Россию они тоже пришли. Мы стали закупать их на Тайване, чтобы оценить спрос. Спрос был, и мы наладили свое производство», — рассказывает Леонид Можейко.

Функционал снегохода несколько ограничен погодными условиями. Раньше снегоходы в основном использовали в качестве транспортного средства в отдаленных регионах России охотники, рыболовы и торговцы. Эта функция и сейчас актуальна, но в последнее время снегоходы стали и частью сферы развлечения, что привлекло внимание к этому продукту нового класса потребителей. Производители ожидали постоянного повышения спроса, но появление квадроциклов, которые благодаря своей универсальности едут и по земле, и по снегу, не привязаны к погодным условиям, несколько подкосило спрос на снегоходы, но пока не критически: в России он по-прежнему пользуются большим спросом (если рассматривать глобальный рынок, то снегоходов производится существенно меньше, чем квадроциклов: по данным за 2016 год, квадроциклов в мире используется 850 тыс. штук, снегоходов — 140 тыс.).

Сейчас «Русская механика» выпускает по 12 моделей снегоходов и квадроциклов, при этом каждая модель имеет несколько модификаций. В линейках обоих видов машин есть утилитарные, спортивные, туристические снегоходы и квадроциклы, есть и специальные снегоходы, предназначенные для езды по глубокому снегу или с большим грузом. Одна из интересных линеек снегоходов — «Буран». Как уже упоминалось, машины этого семейства пользуются спросом уже почти полвека. Секрет в том, что «Буран» изначально максимально точно отвечал требованиям потребителя: хорошая проходимость, высокая грузоподъемность, сам снегоход может выдерживать на снегу большую нагрузку и способен буксировать прицеп до 50 кг — это важные полезные свойства техники. Сегодня в России, по оценкам компании, находится в эксплуатации около 250 тыс. снегоходов марки «Буран» До 2015 года «Русская механика» была единственным производителем таких снегоходов, но в 2015 году компания «Веломоторс» разработала свой снегоход такой же конструкции, однако в этом классе снегоходов «Русская механика» доминирует: у нее более 90% рынка.

Сборка квадроцикла производится вручную 22-05.jpg ВЕРА КУЗЬМИНА
Сборка квадроцикла производится вручную
ВЕРА КУЗЬМИНА

Санки для Финляндии

Широкий ассортимент и конкурентные цены позволили «Русской механике» выйти со своим продуктом на зарубежный рынок — в страны со снежной зимой: Финляндию, Швецию и Норвегию. По данным компании, в Скандинавии покупают примерно столько же снегоходов, сколько в России, — в среднем около 15 тыс. в год. Для «Русской механики» это существенный объем рынка, да и логистика в эти страны удобная. Выход на экспорт в конце прошлого года позволил увеличить объемы производства на два процента. Речь идет пока об очень небольших объемах, но в перспективе экспорт, по прогнозам компании, может привести к двукратному увеличению объемов производства.

На экспорт «Русская механика» решила поставить три модели снегоходов — Tayga Patrul 800 SWT, «Тайга Варяг 550» и Tiksy 250. Все три модели представляют разные классы снегоходов, что позволит компании понять, какие машины в Скандинавии будут пользоваться наибольшим спросом: Tiksy 250 — легкий снегоход с малым весом, при этом на нем можно перевозить грузы до 150 кг. «Тайга Варяг 550» — утилитарный снегоход, он подходит для хозяйственных функций, перевозки тяжелого груза. Tayga Patrul 800 SWT позволяет проезжать по глубокому снегу, перевозить в прицепе 500 кг груза, на нем могут ехать два человека.

Важное подспорье на внутреннем рынке компания видит в долгой истории предприятия и серьезной репутации, на что обращают внимание наши покупатели. На внешнем рынке приоритетное значение имеет качество и цена. По качеству снегоходы компании не уступают импортным. Речь идет прежде всего о двигателе, экологичности, надежности и дизайне. Цены тоже оказались интересными для зарубежных потребителей, поскольку структура рынка внедорожной техники в Скандинавии аналогична нашему, то есть для жителя Финляндии снегоход Yamaha, как и для россиянина, очень дорог.

За последние два года у «Русской механики» сложилась определенная ценовая стратегия, направленная на удержание цен: последний раз их повышали в 2016 году. Самый бюджетный снегоход компании стоит в рознице 87 тыс. рублей, но он относится к средствам малой механизации и не требует постановки на учет, поэтому более точным будет сравнение моделей помощнее, которые стоят от 300 до 560 тыс. рублей; диапазон цен на квадроциклы — 300–600 тыс. рублей. Стоимость иностранных снегоходов начинается от 700 тыс. рублей и может доходить до нескольких миллионов. Для нашего рынка, как и для скандинавских стран, такие цены неподъемны, поэтому отечественные машины начали пользоваться хорошим спросом.

«Нам понравилось работать на экспортных рынках. Падение стоимости рубля, которое нас как жителей сильно волнует и вызывает внутренний протест, для производителя — возможность заработать», — говорит Леонид Можейко. Поэтому степень активности работы компании на внешних рынках зависит от стабильности курса валют: идеальный для компании вариант — 57–60 рублей за доллар. Если доллар будет стоить меньше 57 рублей, резко снижается рентабельность, а при 50 рублях за доллар она становится отрицательной. Впрочем, на этот случай у «Русской механики» есть базовый план развития, связанный с дальнейшим продвижением на российском рынке. Этому должны способствовать планируемые изменения в производстве и продуктовой линейке.

Снегоход «Буран» может транспортировать тяжелый груз 22-06.jpg ПРЕДОСТАВЛЕНО КОМПАНИЕЙ «РУССКАЯ МЕХАНИКА»
Снегоход «Буран» может транспортировать тяжелый груз
ПРЕДОСТАВЛЕНО КОМПАНИЕЙ «РУССКАЯ МЕХАНИКА»

От двух тактов к четырем

Компания уже изменила производственный процесс. Само предприятие поделено на несколько базовых технологических участков, где проходит параллельная сборка обоих видов машин. Поначалу компания практиковала сезонное производство: летом производили снегоходы, зимой — квадроциклы. Но потом перешли на равномерный цикл производства — круглый год на предприятии производят оба вида машин одновременно. Оказалось, что такая схема производственного процесса гораздо эффективнее сезонной: «Мы отработали год по новой схеме и увидели, что производительность возросла на 25 процентов, хотя мы ничего не сделали, просто ритм производства изменили на более стабильный», — объясняет Леонид Можейко.

Помимо этого компания оптимизирует закупки материалов и комплектующих за счет подходящей по качеству продукции отечественного производства. На сегодняшний день «Русская механика» покупает у отечественных поставщиков, в том числе на территории Ярославской области, стальные профили, листовую сталь, гранулы разных видов полимеров, резиновые смеси, кабели, порошковую краску, кожзаменитель, синтетические материалы и прочее. Это делает производство более гибким и позволяет экономить на логистике. На отечественные материалы и комплектующие приходится уже треть бюджета закупок.

Оборудование в компании используют отечественное и импортное производства в равном соотношении. Оно настолько универсальное, что при желании на нем можно собрать даже сельхозтехнику. Часть производства автоматизирована, но сборка и проверка машин на брак — это по-прежнему ручной труд. При производстве снегоходов и квадроциклов без него не обойтись. «Наши сотрудники ездили исследовать новое передовое производство квадроциклов в Китае. Уже в ходе телефонных конференций я почувствовал их разочарование: ожидали увидеть полностью роботизированное производство, а увидели то, что и у нас, — частично автоматизированное, частично ручной труд», — рассказывает гендиректор «Русской механики». Поэтому работа с персоналом, повышение его квалификации и ответственности остается для компании актуальным направлением развития.

Если брать усовершенствование самого продукта, то здесь ключевой момент — создание машин с более современными двигателями. В мире в производстве такой техники используется несколько видов двигателей: двухтактный, четырехтактный и электрический привод. Наиболее современными из этих трех видов считаются два последних, хотя при производстве до сих пор часто используют двухтактный двигатель. Его основное преимущество — простота конструкции, более высокие удельные мощностные показатели — с ним снегоход может ехать быстрее, при этом он дешевле, но менее экологичен. Четырехтактный двигатель более экологичен и экономичен, он менее шумный. Техника с электрическим приводом имеет очевидные преимущества: экономичность, экологичность, бесшумность, простота в управлении и обслуживании — это те уникальные характеристики, на которые сейчас есть запрос во всем мире.

«Русская механика» использует двухтактный и четырехтактный двигатели в соотношении 50 на 50; правда, четырехтактные закупает — пока что на предприятии производят только двухтактные двигатели, но планируют перейти на производство четырехтактных и электрического привода, который может быть гибридным. Сочетание электромотора и двигателя внутреннего сгорания лучше соответствует специфике внедорожный техники, которая часто эксплуатируется вдали от инфраструктуры, заправочных станций и сервиса.

Больше квадроциклов

Важные изменения должны коснуться и ассортимента: речь идет об увеличении производства квадроциклов, чтобы обе товарные категории были представлены в равном объеме. Поскольку спрос на квадроциклы растет, а иностранные игроки несколько освободили этот рынок, у компаний, производящих квадроциклы, есть хорошая возможность занять здесь свою нишу. «Доля по квадроциклам растет, за прошлый год продали в два раза больше машин», — рассказывает Леонид Можейко. Для того чтобы преуспеть и на рынке квадроциклов, «Русская механика» вывела новую модель в дорогом сегменте — РМ 800, которая уже востребована, поскольку ощутимо дешевле импортных моделей такого класса. Но одной модели для успеха на рынке недостаточно. Компания разрабатывает целую линейку квадроциклов; правда, оперативно выпустить их не удастся — на разработку новых моделей необходимо три года. И пока идет работа над собственными машинами, «Русская механика» планирует поставлять недостающий ассортимент квадроциклов из Китая.

Леонид Можейко говорит и о такой новой для компании задаче, как кастомизация продукта — создание машин, учитывающих индивидуальные особенности потребителей. Снегоход и квадроцикл универсальны по конструкции, но современный потребитель хочет, чтобы и в этой сфере подход был индивидуальный, прежде всего во внешнем виде и конструкции техники. «Правильная окраска снегохода существенно увеличит его продажи», — считает Леонид Можейко. Вопрос об индивидуальном внешнем облике изделия компания решила с помощью технологии аквапринт, которая позволяет выпускать изделия с внешними панелями разных цветов. Пока технология используется более массово, то есть производят целые партии машин одного цвета, но в перспективе клиент сможет сам выбирать принт для своей машины.

С индивидуальной конструкцией техники обстоит сложнее, ведь речь идет о том, чтобы, по сути, сделать машины более технологичными. «Наши клиенты иногда говорят, что спинка сиденья неудобная для конкретного человека или не очень удобное расположение руля», — приводит пример Леонид Можейко. В перспективе компания планирует уделять больше внимания тому, чтобы технику можно было регулировать под параметры конкретного покупателя. Пока что «Русская механика» применяет этот подход в более обобщенном виде: для разных регионов производят машины с небольшими отличиями в зависимости от потребностей местных жителей.