Вновь на разгон

Алексей Грамматчиков
обозреватель «Монокль»
22 января 2018, 00:00

Российский авторынок по итогам года заметно вырос, впервые за последние пять лет. Но сможет ли он сохранить разгон и дальше — вопрос открытый

ТАСС
В 2017 году российский авторынок вырос на 12%, в наступившем году продажи новых машин могут увеличиться еще как минимум на 5–10%
Читайте Monocle.ru в

Российский авторынок наконец пошел в гору: результат продаж за ушедший год — 1,6 млн машин, почти на 12% больше, чем в 2016-м. Таких позитивных новостей представители автобизнеса ждали давно — продажи катились вниз начиная с 2013 года. За пять лет после рекордных продаж 2012-го, когда в стране было реализовано 2,9 млн новых автомобилей, рынок сжался более чем вдвое, очутившись по итогам 2016 года на отметке 1,4 млн единиц (см. график 1).

И вот по итогам 2017-го появился долгожданный прирост. Объявивший эти результаты на специальной пресс-конференции председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Йорг Шрайбер не скрывал эмоций: «Это радостное событие для всех участников рынка, мы все его долго ждали».

Топ-15 автобрендов на рынке России в 2017 году 56-02.jpg
Топ-15 автобрендов на рынке России в 2017 году

Оптимистический год

Почти весь ушедший год настраивал российский автобизнес на оптимистический лад. Только первые два месяца 2017-го были провальными, с показателями продаж минус 5% (снижение на 78 тыс. единиц) в январе и минус 4% (106 тыс.) в феврале. Потом рынок нажал на газ: мартовские продажи показали прирост на 10% (138 тыс. единиц), апрельские — плюс 7% (129 тыс.). А потом рынок начал стремительно ускоряться: рекордное увеличение спроса было зафиксировано в июле (плюс 19%, 130 тыс.), а также в сентябре (плюс 18%, 148 тыс.). Впрочем, и конец года задался: в декабре рынок финишировал с приростом на 14%, 166 тыс. проданных машин.

Итог года — 1,595 млн реализованных автомобилей и прирост 11,9% —оказался достойным результатом, хотя и предсказуемым. Большинство наблюдателей год назад говорили, что рынок, судя по всему, уже нащупал дно и должен наконец пойти в рост. Налицо был ряд позитивных факторов, которые подстегивали продажи.

Прежде всего это отложенный спрос. Потенциальные покупатели новых автомобилей вот уже несколько лет терпят и откладывают приобретение новой машины. Сейчас эта сжатая пружина отложенного спроса распрямляется — люди не могут бесконечно ездить на устаревающих автомобилях.

Одновременно продолжается укрепление рубля. Это значит, что цены на новые машины если и не снижаются, то хотя бы притормозили рост, а это весомый аргумент в пользу того, что пора приобретать новый автомобиль.

Приходит в себя и банковская система с ее кредитными программами: теперь машину можно приобрести в кредит, не платя за это заоблачный процент. Если в кризис доля кредитных машин в общих продажах опускалась ниже 25%, то по итогам 2017-го в долг покупался приблизительно каждый второй автомобиль.

В целом в ушедшем году в российской экономике наблюдалось больше признаков стабилизации, что важно для потребителя, особенно в плане решения о совершении такой значимой покупки, как автомобиль. Наконец, 2017 год ознаменовался активными действиями государства, которое выделило на поддержку авторынка свыше 62 млрд рублей. По оценке участников рынка, как минимум каждый третий проданный в прошлом году автомобиль приобретался с участием государственных программ поддержки.

Массовый сегмент идет на обгон

Говоря о сегментации российского авторынка в ушедшем году, стоит отметить, что 2017-й прошел под знаком бурного роста продаж автомобилей бюджетного сегмента. По подсчетам аналитической компании «Автостат», в 2017 году массовый сегмент вырос в среднем на 13,6%, в то время как в премиальном секторе прироста почти не было — увеличение в среднем недотянуло и до одного процента (0,6%).

В абсолютных цифрах продажи в этих двух сегментах, по данным «Автостата», составили 1380 тыс. и 141 тыс. единиц соответственно. То есть на долю массового сегмента пришлось 90,7% рынка, в то время как премиум-класс занял 9,3%.

Торможение в премиальном сегменте участники авторынка объясняют цикличностью продаж. «Дело в том, что в кризис продажи премиальных машин не столь драматически падали, как массовый сегмент, а в отдельных случаях даже росли, — пояснил “Эксперту” глава российского подразделения BMW Максимилиан Келльнер. — В ушедшем году продажи в премиальном сегменте можно назвать стабильными, я считаю, что уже скоро здесь наступит новый цикл подъема спроса».

Что же касается отдельных марок, то в массовом сегменте из значимых брендов падение продаж показали только четыре: Toyota (спад на 0,3%), Lifan (2,8%), УАЗ (14,8%) и Geely (50,1%). У остальных автобрендов положительная динамика, причем более чем у половины производителей массового сегмента рост выше, чем в целом по рынку.

Например, счастливчиками ушедшего года можно назвать марку Ravon (бывшая Daewoo), которая выпускается в Узбекистане на совместном предприятии с GM. Благодаря успешно налаженной сети сбыта и продвижению таких доступных моделей, как Nexia, R4, Gentra, прирост продаж у марки составил 732%. Неплохо выступила и китайская марка Changan (рост на 161,3%). К другим самым удачливым брендам минувшего года относятся Mitsubishi (увеличение продаж на 45%), Honda (39%), Peugeot (36%), Datsun (30%). Сдержанный рост (ниже рынка в целом) показали Suzuki (10,6%), Hyundai (8,7%), Nissan (7,9%), Subaru (7,8%), Fiat (7,6%) и Сhevrolet (5,3%; см. график 2).

В премиальном сегменте девять из 14 брендов сумели нарастить продажи в России: Genesis (рост на 2141,3%), Smart (34,2%), Volvo (25,5%), Mini (16,2%), Infiniti (10,1%), BMW (9,1%), Cadillac (7,1%), Jaguar (4,8%) и Jeep (0,4%). У остальных пяти отмечено снижение; самые ощутимые потери понесли Porsche (снижение продаж на 7,7%) и Audi (18,5%; см. график 3).

Продажи авто пошли вверх 56-03.jpg
Продажи авто пошли вверх

Преимущества локализации

В ушедшем году удалось укрепить свои позиции тем производителям, которые имеют в России свои производственные мощности с высокой степенью локализации, что в первую очередь дает возможность быть менее зависимыми от колебаний валютного курса и предлагать продукты по более доступной цене.

В связи с этим закономерно укрепление в качестве лидера рынка ведущего российского предприятия, АвтоВАЗа, которое в прошлом году нарастило свою долю до 19,5%, продав по итогам года 311,5 тыс. машин (прирост 17%). Самыми ходовыми моделями российского концерна стали Granta (93 686 единиц) и Vesta (77 291). «Ушедший год был весьма успешным для бренда Lada, мы достигли самой большой доли рынка за последние шесть лет, — заявил на пресс-конференции Ян Птачек, исполнительный вице-президент АвтоВАЗа по продажам и маркетингу. — Три года назад доля рынка марки составляла 15 процентов, а сейчас в России каждый пятый продаваемый автомобиль — это машина Lada».

На втором и третьем местах прочно держатся корейские производители, которые тоже имеют в России развитые производственные мощности: второе место по итогам года досталось Kia (181,9 тыс. единиц), третье — Hyundai (157,8 тыс.); эти концерны смогли нарастить продажи на 22 и 9% соответственно.

Среди корейских моделей самыми ходовыми стала Kia Rio (продажи — 96 689 единиц), которая в прошлом году пережила обновление и вырвалась на первое место в абсолютном зачете среди популярнейших машин в России. А самая популярная модель марки Hyundai — Solaris — серьезно просела в продажах, потеряв 21% (до 68,6 тыс. единиц), что в первую очередь связано с обновлением модели и возросшими ценами на нее.

Другими значимыми марками на автомобильном рынке стали Renault, Toyota, Volkswagen и Nissan. На девятом месте держится российский ГАЗ, который в 2017-м продал 58,6 тыс. автомобилей (прирост на 5%). А вот идущая на 11-м месте российская марка УАЗ, увы, по итогам года оказалась в существенном минусе, продав всего 41,6 тыс. машин, что на 15% меньше показателей 2016 года (см. таблицу).

Лидеры и аутсайдеры по динамике в массовом сегменте 56-04.jpg
Лидеры и аутсайдеры по динамике в массовом сегменте
Лидеры и аутсайдеры по динамике в премиальном сегменте 56-05.jpg
Лидеры и аутсайдеры по динамике в премиальном сегменте

Плохая видимость

Помимо воодушевленности хорошими результатами продаж по итогам 2017-го на рынке сейчас присутствуют и более сдержанные эмоции: способен ли российский авторынок расти дальше такими же темпами? Увы, это вопрос открытый. Пессимисты указывают, что на продажи в текущем году будут давить очевидно неблагоприятные факторы. Главный из них — продолжающееся снижение покупательной способности населения. О том, что российский потребитель беднеет, говорят все статистические данные, в том числе отчеты Росстата. И это, безусловно, будет больно бить по продажам новых автомобилей: по оценкам «Автостата», сегодня только 20–25% домохозяйств в России могут позволить себе мысль о приобретении нового автомобиля.

Второй негативный фактор — продолжающийся рост цен на машины, который в текущем году, судя по всему, не сможет остановить даже укрепление рубля. С кризисных времен стоимость автомобилей уже поднялась в среднем на 50%, рост цен хотя и притормозил, но все же продолжается: уже с начала 2018-го некоторые марки объявили о подорожании на 3–5%. И вполне вероятно, что до конца года розничная стоимость машин подрастет еще на 10–15%.

Не очень радужные сигналы посылает и государство. Официально объявлено, что в этом году поддержка авторынка будет не столь большой. По заявлению представителей Минпромторга, в 2018 году на поддержку автопрома в России может быть выделено порядка 33 млрд рублей — более чем вдвое меньше, чем в ушедшем году.

Кроме того, представители автобизнеса жалуются также на «плохую видимость» — непредсказуемость рынка и множество неопределенностей в ближайшей и долгосрочной перспективе. Комитет автопроизводителей АЕБ впервые за всю историю отказался представить прогноз развития продаж в России в текущем году. «Главная причина, почему мы не можем прогнозировать рынок, — много неопределенных факторов, воздействие которых на условия ведения бизнеса в России сложно оценить и которые должны быть объяснены участникам рынка», — достаточно резко высказался на пресс-конференции Йорг Шрайбер. По его словам, например, нет определенности с введением в России утилизационного сбора, размеры которого, по некоторым данным, могут быть увеличены в ближайшее время, что ляжет дополнительной нагрузкой на автопроизводителей.

Еще один неясный вопрос — введение электронного паспорта технического средства (ЭПТС), которое назначено властями на 1 июля 2018 года. По словам автопроизводителей, тут много нерешенных вопросов, связанных с совместимостью ИТ-систем, сложностями заполнения форм и т. д. Наконец, автопроизводители жалуются, что в России до конца не принята стратегия развития автопрома, отсутствует ясность с новыми инвестиционными режимами после завершения сроков соглашений о промышленной сборке, которые истекают в текущем году. Поэтому мировым автопроизводителям трудно планировать дальнейшие инвестиции в России.

Направления разгона

Несмотря на трудности, рынок в целом скорее позитивно оценивает перспективы развития российского авторынка в начавшемся году. Распространенные прогнозы говорят, что продажи по итогам 2018 года вновь вырастут, на 5–15%. «В наступившем году мы прогнозируем, что в целом российский автомобильный рынок вырастет на десять процентов, — сказал “Эксперту” генеральный директор “Suzuki Россия” Кэити Сумида. — При этом мы планируем увеличить продажи нашего бренда на 20–30 процентов».

Важным фактором, продолжающим стимулировать продажи в наступившем году, будет все тот же отложенный спрос.

По мнению аналитиков агентства «Автостат», цикл смены автомобиля за время кризиса увеличился, и сейчас автовладельцам пришла пора менять машины выпуска 2011–2013 годов, которых было приобретено очень много. Напомним, что в 2011 году в России было куплено 2,5 млн новых автомобилей, в 2012-м — 2,8 млн, в 2013-м — 2,6 млн. «Рынок будет продолжать расти. В России будет усиливаться отложенный спрос. Автопарк в стране устаревший и требует обновления, — соглашается Ян Птачек из АвтоВАЗа. — По нашим прогнозам, рынок может вырасти в пределах десяти процентов».

Участники рынка указывают на признаки стабилизации экономики и на рост в отдельных ее отраслях, что будет благотворно влиять на потребительские настроения. Притоку средств в экономику в этом году будут также способствовать два значимых события наступающего года: президентские выборы и чемпионат мира по футболу, который принимает Россия. «Мы планируем активное участие нашего бренда на чемпионате мира по футболу в этом году, что даст дополнительный импульс для развития наших продаж», — рассказал «Эксперту» Алексей Калицев, управляющий директор Hyundai в России.

По его словам, в целом российский авторынок в текущем году вырастет на 10%, до 1,75 млн единиц. При этом марка Hyundai рассчитывает занять на нем 10%. В частности, бренд будет делать ставку на развитие доли кроссоверов в модельном ряду, так как спрос на такой тип автомобилей в России увеличивается. Например, в 2018-м Hyundai предполагает расширить продажи модели Hyundai Tucson: в середине года планируется начать продажи обновленной модели этого кроссовера. Кроме того, в середине 2018-го предполагается начать продажи в России нового поколения внедорожника Santa Fe, у которого появятся новые двигатели, дизайн, комплектации.

Одновременно автопроизводители рассчитывают на развитие кредитных схем в продажах. «Если в начале прошлого года у нас порядка 35 процентов машин продавалось в кредит, то к концу прошлого года этот показатель достиг уже 52 процентов, — рассказывает Алексей Калицев. — Наша цель — достичь здесь в текущем году доли 60 процентов, а в 2019-м мы рассчитываем довести долю кредитных машин в продажах до 70 процентов».

В наступившем году почти все производители полны решимости и далее атаковать авторынок России. «В прошлом году мы вывели на российский рынок 12 новых моделей, в этом продолжим активное обновление модельного ряда, — заявил “Эксперту” Валерий Тараканов, директор по маркетингу Kia Motors Rus. — В феврале мы начинаем продажи нашего нового внедорожника Sorento Prime, в марте в Россию приедет фастбэк Stinger, в первом квартале мы начнем продажи модификации Picanto X-Line. Если в текущем году все пойдет как сейчас, то рынок в целом вырастет как минимум на пять-семь процентов».

Одновременно автоконцерны говорят и о развитии своих производственных программ в России. Вероятно, будет расширять свое производство в Калининграде BMW, которая недавно создала в Россию новую компанию «БМВ Русланд Аутомотив». «Создание этой компании —запланированный шаг в рамках нашей работы по развитию производства в России», — осторожно заявил в новом году журналистам глава BMW в России Максимилиан Келльнер. По неофициальной информации, BMW уже в ближайшее время может построить свой автозавод в России. В качестве возможной площадки обсуждаются Калининград, Московская область, а также бывший завод GM под Санкт-Петербургом. Пока же BMW с 1999 года собирает свои машины методом крупноузловой сборки на калининградском заводе «Автотор».

По предварительным данным, в ушедшем году объемы производства автомобилей в России выросли сильнее рынка —более чем на 20%, превысив 1,35 млн единиц. Самые значимые показатели прироста производства показали такие предприятия, как «Автотор» (рост на 56%), «Форд Соллерз Елабуга» (63%), а также контрактная сборка на ГАЗе (39%).