Где деньги?

26 февраля 2018, 00:00
ТАСС
Махинации подрядчиков при строительстве нового здания МДТ вновь нанесли урон репутации российского театра

Новый скандал, обрушивший на театральную среду, на этот раз бросил тень на безупречный бренд Малого драматического театра, ведомого Львом Додиным, обладающим репутацией одного из лучших режиссеров мира. По этому поводу была сделана специальная оговорка — что театральный коллектив не имеет никакого отношения к хищениям при строительстве новой сцены для театра. Но осадок все равно остался, хотя «ложечки нашлись» и виновными уже фактически назначены строители, которые и так всегда виноваты.

Ситуация с МДТ лишний раз напомнила обществу, что театр как сфера возвышенного имеет материальную основу, на которую распространяются те же самые законы, что действуют во всем остальном мире. Тем более что речь идет о бюджетных деньгах и, как бы ни был строг их учет и контроль, по отношению к их распределению возможно слишком много разнообразных схем. Российский театр начинает сгибаться под тяжестью материальных активов, которые ему принадлежат. Они все еще имеют тенденцию разрастаться и вместе с тем уже стали источником серьезных репутационных проблем.

Пока перед менеджментом стоит задача худо-бедно обеспечивать работу вверенного ему театра, для которого самым большим экономическим приключением могут стать гастроли в другой город, он еще в состоянии справляться со своими задачами. Как только речь заходит о создании проекта, не имеющего постоянного помещения (дело «Седьмой студии»), или, как в случае «Сатирикона» и МДТ, о строительстве нового здания, театральные менеджеры словно оказываются на совершенно чуждой им территории и пасуют перед сложившейся ситуацией, которая требует, как правило, личного контроля над всеми этапами процесса.

Пока они предпочитают тактику снижения рисков, максимально отстраняясь от процесса, чтобы по крайней мере не оказаться в один не самый лучший в своей жизни день под домашним арестом. Но дело не только в их личной репутации, но и в репутации всего театрального сообщества в целом: раз за разом оно вынуждено отвечать на вопросы не о новых постановках, а о деньгах, которые были на них потрачены.