Родившись в семье с невысоким достатком, Хьюз смог получить стипендию и поступить в престижный Гарвард, где познакомился с Марком Цукербергом. Когда в 2012 году Facebook вышел на IPO, Хьюз, к тому времени уже покинувший компанию, получил 500 млн долларов за свои два процента акций. Ему даже не пришлось писать код для социальной сети — в Facebook Хьюз играл роль пиар-менеджера, помогая команде гиков общаться с внешним миром. По мнению предпринимателя, его успех свидетельствует о несправедливости, царящей в американском обществе: миллионам американцев приходится трудиться в поте лица, получая среднюю зарплату, в то время как один процент богатейших жителей страны зарабатывают свое состояние благодаря удаче, прикладывая не так уж много усилий.
Теперь, входя в один процент самых богатых жителей Америки, Хьюз полагает, что именно этот процент должен помочь тем, кто нуждается в деньгах: работникам, едва сводящим концы с концами; тем, кто ухаживает за больными и нетрудоспособными родственниками, не имея при этом дохода; родителям с маленькими детьми; студентам, все время у которых уходит на учебу, и другим людям, находящимся в стесненных обстоятельствах.
Глобализация, технический прогресс и распространение прямых инвестиций, по мнению Хьюза, привели к созданию экономики, где победитель получает все, оставляя остальных за бортом. Пресса раздувает истории успеха американских миллионеров, превознося их предпринимательский талант, но не секрет, что большинство американцев не имеет даже минимальных сбережений и живет от зарплаты до зарплаты. Имущественное неравенство в стране достигло пиковых за последние пятьдесят лет значений. Согласно недавнему исследованию экономиста Эдварда Вулфа, один процент богатейших американцев владеет 40% всего состояния страны. Среднее состояние каждого, кто входит в один процент самых богатых жителей США, составляет 26,4 млн долларов, при этом среднее состояние беднейших 40% американцев имеет и вовсе отрицательное значение — минус 8,9 тыс. долларов.
Подчеркивая проблематичность сложившейся ситуации, Хьюз приходит к выводу, что устранить неравенство можно, лишь радикально изменив принцип распределения средств. По его проекту, каждый взрослый работающий американец, чья семья зарабатывает менее 50 тыс. долларов в год (примерно 240 тыс. в месяц в рублях), должен получать дополнительные 500 долларов ежемесячно (около 27 тыс. в месяц в рублях). Деньги на эти цели предлагается обеспечить введением дополнительных налогов для тех, кто зарабатывает более 250 тыс. долларов в год (порядка 1,2 млн рублей в месяц). Впрочем, о мнении последних на этот счет в книге ничего не сказано. Выплата призвана стать «подушкой безопасности» для семейного бюджета представителей среднего класса.
По мнению Хьюза, на программу придется затратить около 300 млрд долларов. Этот проект должен не только обеспечить финансовую стабильность американцам среднего класса, но и мгновенно вывести около 20 млн человек из-за черты бедности. Хьюз подчеркивает, что его идея очень проста, но ее реализация способна существенно повысить качество жизни огромной части американского общества.
Но насколько более качественной станет жизнь? Скептики боятся, что ежемесячная «подушка безопасности» будет только демотивировать американцев — подобно тому как это происходит с социальными выплатами безработным. Американские бедняки продолжают получать социальные пособия, их число растет, при этом у них нет мотивации менять что-то в жизни. На это Хьюз возражает: сумма базовой выплаты специально сделана небольшой, чтобы помогать, а не демотивировать.
Еще более серьезные сомнения вызывает то, что на фоне отсутствия позитивных новостей о повышении производительности труда, создании новых рабочих мест и экономических ценностей закармливание населения деньгами будет означать окончательную капитуляцию элит в смысле обеспечения новой волны экономического роста и качественных рабочих мест.
Hughes Chris. Fair Shot: Rethinking Inequality and How We Earn. — New York: St. Martin's Press, 2018. — 224 p.