Президент США Дональд Трамп, продолжая выполнять предвыборные обещания, пытается, как может, сделать Америку great again. Добившись от Конгресса согласия на существенное снижение налогов, Трамп вынужден стимулировать стремительное наращивание производства внутри США — иначе его инициативы по налоговой реформе обернутся огромной дырой в бюджете. Сами по себе низкие налоги, безусловно, очень хороши для любого предпринимателя, но недостаточны для того, чтобы ради них закрыть успешно функционирующие предприятие, например в Южной Корее, и построить новое в США. Но если ввести таможенные пошлины, то производителю становится дешевле перенести производство на территорию США, нежели каждый раз платить за ввоз товара. Так, в конце января этого года США ввели дополнительные пошлины на солнечные батареи и стиральные машины, объясняя это демпингом со стороны иностранных производителей. Разбирательство, насколько это решение соответствует нормам ВТО, и выяснение, демпинг это или здоровая конкуренция, займет долгие месяцы или даже годы. Не желая терять времени и денег, корейская LG Electronics тут же подняла цены на свои стиральные машины для американского рынка. И не дожидаясь, пока кто-то другой вытеснит ее из США, объявила о планах построить фабрику по производству стиральных машин в штате Теннесси.
Однако не все примеры введения торговых пошлин одинаково удачны. Если США покушаются на интересы не маленькой и беззащитной Южной Кореи, а экономически сопоставимого с собой ЕС, велика вероятность неудачи. Европейский союз, перефразировав известную американскую поговорку, действует по принципу «добрым словом и ответными санкциями можно добиться большего, чем одним добрым словом». В марте 2002 года США, при президенте Джордже Буше-младшем, обожавшем простые решения сложных вопросов, уже вводили дополнительные пошлины в размере от 8 до 30% на импортируемую сталь и стальные изделия из ЕС, Азии и Латинской Америки. После решения ВТО о том, что США нарушили правила международной торговли, пошлины не были отменены. В ответ ЕС и Япония в декабре 2002 года объявили о намерении ввести ответные ограничительные тарифы для американских товаров на общую сумму свыше 2,2 млрд долларов, после чего Белый дом сдался и отменил пошлины на сталь. Но в середине февраля текущего года министерство торговли США вновь выступило с предложением ввести пошлины на поставки алюминия и стали, а окончательное решение должен принять Дональд Трамп в апреле этого года.
Предлагается несколько вариантов защиты внутреннего рынка: либо пошлина 24% для всех стран, либо пошлина 53% на импорт из 12 стран (Россия, Китай, Бразилия, Коста-Рика, Египет, Индия, Малайзия, Южная Корея, ЮАР, Таиланд, Турция и Вьетнам), либо квоты для всех стран в 63% от их экспорта в 2017 году. Интересы ЕС не будут затронуты в случае реализации второго варианта, но европейцы не стали дожидаться не только решения ВТО, но даже решения Трампа, предупредив об ответных действиях. По неофициальной информации, под европейские ответные ограничения попадут производители из тех штатов, где республиканцы рассчитывают на победу во время промежуточных выборов в Конгресс 6 ноября 2018 года. Иезуитский план чиновников ЕС состоит в том, чтобы лишить республиканцев большинства в сенате и палате представителей. При этом сам ЕС в октябре 2017 года, не стесняясь, ввел дополнительные пошлины на некоторые виды стали и сплавов из России, Украины, Ирана и Бразилии (96,50 евро за тонну), — эти страны продолжают попытки защищаться поодиночке.