«Реверс» можно считать ответвлением «Принцессы цирка» — на сегодняшний день самого удачного и самого успешного мюзикла МТМ. Одним из элементов этого успеха стали вплетенные в действие мюзикла цирковые номера — их исполняют профессиональные цирковые артисты. В частности, Мистер Икс демонстрирует в нем впечатляющий трюк. В спектакле его выполняет Андрей Кольцов, у которого есть опыт работы в Cirque du Soleil. Как раз он и поставил «Реверс» вместе с воздушной гимнасткой Ириной Дрожжиной, тоже участвующей в спектакле «Принцесса цирка». В результате получилось шоу, где преобладают цирковые номера и по аналогии с представлениями Cirque du Soleil есть элементы драматургии. Из прочувствованной реплики режиссера на публичном прогоне спектакля можно было догадаться, что артисты, выступающие со своими трюками в «Реверсе», до сих пор не имели опыта работы на такой большой сценической площадке. И «Реверс», играемый на сцене одной из центральных сценических площадок столицы, — феноменальный прорыв в их артистической карьере.
Это не единственный случай в России, когда постановка спектакля становится смежным сюжетом и мы видим на сцене не просто артистов, а артистов, которые выступают на ней в первый раз. И сопереживаем не только происходящему на сцене, но и исполнителям: получится у новоявленных артистов отыграть все от начала и до конца или нет. Словно наблюдаем финальную часть условной «Фабрики звезд» и как зрители не можем им не сочувствовать и не прощать какие-то оплошности. В прошлом году танцевальная команда уличного и экспериментального танца Jack’s Garret гастролировала по России с шоу «Изнанка», ее участники позиционировали себя как уличные танцоры. В рамках шоу был предпринят еще более радикальный постановочный эксперимент: у спектакля не было единого хореографа, действие рождалось спонтанно в процессе репетиций. В «Изнанке» нет акробатических номеров, но схожесть внутреннего устройства обоих шоу очевидна.
Огромный плюс в обоих случаях — это дополнительная эмоциональная поддержка, на которую могут рассчитывать дебютанты. Они попали в волшебный социальный лифт и проскочили на нем сразу на высший этаж. Но если у шоу «Изнанка» не было постоянной сценической площадки: собственные выступления они анонсировали в социальных сетях и собирали на них свою публику, — то «Реверс» сразу попал в репертуарную обойму одного из ведущих московских театров. Они выступают в помещении, куда приходят не только «свои», но и постоянные зрители, в том числе те, кто успел полюбить «Принцессу цирка» и другие мюзиклы. В «Реверсе» они как минимум услышат музыку Миши Мищенко, который уже успел зарекомендовать себя как мастер больших музыкальных форм, умеющий встроиться в любой проект и остаться в нем самим собой. Но его музыка звучит в записи — еще один неожиданный элемент для любителей мюзиклов, привыкших слушать музыкальное сопровождение в исполнении оркестра — для них это часть шоу.
Театр по определению имеет строгую иерархическую структуру. Помимо того что ситуацией управляет режиссер, на сцене должен быть кто-то, кто притягивает к себе внимание всего зала. В спектакле необходим хотя бы один харизматик, который выносит его на себе от начала и до конца. Причем лучше, если это мужчина. Его появление на сцене будет притягивать в театр жаждущих эмоций женщин. Это базовый принцип хороших билетных продаж, в которых так нуждаются современные театры. «Реверс» апеллирует к новому поколению зрителей, для которых иерархический принцип, возможно, уже не имеет такого значения. Им важнее ассоциировать себя с теми, кто выступает на сцене. Даже излишняя сложность трюков, скорее, будет их отталкивать, потому что они хотят видеть не супергероев, а пример для подражания. «Реверс» — это как раз тот случай. Здесь мы наблюдаем, как в театрах происходит смена артистических типажей. Впечатляющая «видуха» (внешность) не нужна. Пусть артист лучше будет немножко нервным. Так у него больше шансов понравиться публике.