Рублевые депозиты продолжают снижение, после того как ЦБ опять опустил ставку. На этот раз ключевая ставка снизилась до 7,5%, а средняя максимальная ставка рублевых вкладов в десяти банках, привлекающих больше всего средств населения, ко второй декаде февраля впервые опустилась до 6,96% — это исторический минимум. И это делает интерес к альтернативным способам сбережений и инвестиций вполне ожидаемым.
Интересно, что сами банки активно способствуют переводу клиентских денег из депозитов в облигации: так, в среду Сбербанк планирует провести сбор заявок на свои биржевые облигации на 50 млн рублей. Срок обращения бондов — три с половиной года. На минувшей неделе Сбер разослал предложения о покупке облигаций своим клиентам, обещав 6,9% годовых. Облигации для госбанка, где ставки по депозитам уже дошли до 3%, явно более предпочтительный способ пополнения пассивов, чем депозиты: никакого досрочного снятия. Выпуск будет размещаться в рамках общей программы заимствований объемом 200 млрд рублей. Ранее банк уже разместил два подобных выпуска: на 456,4 и 222,18 млн рублей.
Напомним, что ранее глава Сбербанка Герман Греф высказывал опасение, что расширение программы ОФЗ для населения до 100 млрд рублей, которое анонсировал премьер Дмитрий Медведев, может привести к оттоку депозитов из банков. Похоже, Сбер решил поспешить и перехватить поток денег, которые могли бы пойти в ОФЗ-Н.
Занимать деньги через облигации стремятся не только банки. «Роснефть» уже завершила сбор заявок по своему выпуску облигаций на 20 млрд рублей со ставкой купона 7,3%. Фактическое размещение облигаций намечено на 2 марта.
Заканчивается очередной цикл развития жилищного рынка, главными элементами которого стали отмена долевого строительства и введение системы эскроу-счетов для девелоперских проектов, разворачивание программ льготной ипотеки и завершение нацпроекта «Жилье». Результаты неоднозначны. Главной цели нацпроекта — выхода на строительство 120 млн кв. м жилья в год — добиться не удалось. Ставка на доминантное развитие ипотеки привела к формированию дисбалансов: жилье подорожало вдвое, его доступность резко снизилась. Вдобавок модель стала слишком обременительной для бюджета: только в 2025 году на субсидирование ипотечных кредитов государству придется потратить астрономическую сумму — 2 трлн рублей.
Как выбираться из кризиса и что станет задачей следующего этапа жилищной политики обсуждаем вместе с обозревателем «Монокля» Алексеем Щукиным.
0.00 Вступление
02.51 Почему реформа жилищного рынка не удалась
08.30 Сильно ли жилищное лобби
13.30 Кто пролоббировал семейную ипотеку
19.45 Как посчитать себестоимость квадратного метра
26.51 Почему цены на жильё продолжают рост
33.15 Улучшилось ли качество жилья
37.30 Есть ли спасение от высотной застройки
50.00 Отказ от собственности в пользу аренды
59.30 Альтернативные решения для жилищного рынка