Волшебный шлем

Вячеслав Суриков
редактор отдела культура «Монокль»
26 февраля 2018, 00:00

Роман, чье название по странному стечению обстоятельств совпадает с наименованием издательства, относится к разновидности прозы, которую производят авторы, внезапно открывшие в себе недюжинные литературные способности. Они вдруг обнаруживают, что в состоянии создавать приличное количество текста, очень похожего на литературное повествование. Казалось бы, что еще нужно для книги — просто описывай то, что с тобой происходит, вставляй в книгу свои заветные мысли, а потом смело неси рукопись в издательство; разве не так поступает такой писатель, как Пелевин?

Дмитрий Кулиш, явно находящийся под таким впечатлением от «единственного и неповторимого», что даже местами использует его лексические изобретения, чтобы усилить сходство, вводит в повествование фантастический элемент — шлем, ускоряющий работу сознания. И если в целом роман свидетельствует о возможности автора написать в будущем производственный роман, то шлем как элемент сюжета вносит сумятицу. Во-первых, Кулиш невнятно интригует по поводу происхождения волшебного шлема: мол, ребенку его подарили, хотя потом выясняется, что не подарили, а он сам его взял, но легче от этого не становится. Автор прилагает невероятные усилия, чтобы убедить нас: надев шлем, можно с помощью рычажка включать разные режимы работы ума. Он переходит на научный стиль изложения и пишет целый трактат об опасности шлема. Детально описывает состояния, соответствующие каждому переключению рычажка.

По прочтении книги невольно начинаешь отдавать должное мастерству Алана Глинна — автора романа «Области тьмы», написанного на схожую тему и эффектно поставленного Нилом Бергером. Ничего не поделаешь, у американца получилось намного увлекательнее. Он, по крайней мере, знает, что в ходе повествования герой должен извлечь какой-то урок и хоть чуть-чуть, но измениться. Так почему-то интереснее.

 

Кулиш Дмитрий. Планж. Дилогия. — М.: Планж, 2017. — 576 с. Тираж 500 экз.