Жизнь на амфетаминах

Вячеслав Суриков
редактор отдела культура «Монокль»
26 февраля 2018, 00:00

Айн Рэнд, урожденная Алиса Розенбаум, родилась в России и стала в США той самой женщиной, которая оказала на идеологическое становление американской нации едва ли не самое решающее влияние. Ответ на вопрос «Кто такая Айн Рэнд?» может приблизить нас к пониманию того, что есть Америка и на чем зиждется ее экономическое и интеллектуальное могущество.

Айн Рэнд оказалась в ней в ту прекрасную пору, когда Америкой правил Франклин Делано Рузвельт, и приложила немало усилий, чтобы рассказать американцам, идеализировавшим тогда советское общество, об истинном положении дел в России. И сейчас ее нападки выглядят не как поиски истины, а как желание самоутвердиться за счет противостояния идеологии, которая оказалась ей так ненавистна. Рэнд была нетерпима, но это не помешало ей обосноваться в Голливуде, тогда наводненном леваками, в качестве сценариста. За сценариями, в которые Рэнд любила ввести провозглашаемую ею идеологию индивидуализма, круто замешанного на ницшеанстве, последовали книги, неожиданно нашедшие широкий отклик среди американских читателей. Первым ее резонансным произведением стал «Источник», с главной женской героиней которого Доминик Франкон до сих пор ассоциируют себя молодые женщины, надеясь, что когда-нибудь им удастся встретить своего Говарда Рока. За ним последовал фундаментальный «Атлант расправил плечи», который не только в США, но и в России пользуется неизменным читательским спросом. Чтобы справиться с их объемом и писать ночи напролет, Айн Рэнд приходилось принимать амфетамины. Как следствие, ее истощенная нервная система вела себя непредсказуемо. Например, как мы узнаем из книги Вильгоцкого, ее раздражало, что муж бесшумно входит в дом. Выход был найден. Айн попросила его надеть на обувь колокольчики, по звону которых она могла опознавать его местонахождение.

 

Вильгоцкий Антон. Кто такая Айн Рэнд? — М.: АСТ, 2015. — 352 с. Тираж 2000 экз.