Страховщики не оправдали надежд

Любовь Маврина
5 марта 2018, 00:00

Банки с выгодой для себя перенаправили поток клиентских денег в инвестиционное страхование жизни. Теперь пожинать плоды этого готовятся компании и ЦБ — клиенты вряд ли будут довольны доходностью полисов

Клиентов защитят от чересчур настойчивых страховщиков — ЦБ наконец-то занялся регулированием инвестиционного страхования жизни (ИСЖ). Так, регулятор намерен обязать страховщика в полной мере информировать клиентов о рисках ИСЖ, ввести аттестацию для специалистов страховых компаний, разделять клиентов на категории и для каждой из них предлагать свои инвестиционные стратегии, администрировать средства клиентов аналогично ПИФам, ввести институт финансового омбудсмена. ЦБ также надеется, что резкий рост числа новых договоров по ИСЖ удастся остановить увеличением «периода охлаждения», когда договор может быть расторгнут клиентом без ущерба для себя.

Пока же рост сегмента инвестиционного страхования жизни в 2018 году, судя по всему, серьезно замедлится: в этом году завершается действие трехлетних полисов, заключенных на старте популярности программ ИСЖ в 2014–2015 годах, и разочарованные в доходности страхователи, скорее всего, больше ИСЖ пользоваться не будут. Это означает замедление для всего страхового рынка: страхование жизни последние два года было его локомотивом.

Вместо депозитов

Объем рынка инвестиционного страхования жизни в 2017 году вырос на 65% и, по оценке «Эксперт РА», достиг 230 млрд рублей (это примерно одна шестая часть всего страхового рынка, то есть результат довольно серьезный, хотя в масштабах депозитов физлиц — капля в море). «По нашему прогнозу, инвестиционное страхование жизни прибавит в 2018 году 40 процентов и объем взносов увеличится до 320 миллиардов рублей», —говорит Алексей Янин, управляющий директор по страховым и инвестиционным рейтингам «Эксперт РА».

Такой бурный рост неизбежно обернется еще более бурным разочарованием. Большинство клиентов ИСЖ ожидали получить доходность выше, чем дает банковский вклад, — именно под таким лозунгом подавалась новинка в большинстве банков, которые традиционно выступают в качестве основных агентов страховых компаний. «Будет весело, когда истекут сроки и люди, которые не получали все эти годы доходности, заберут свои средства. По сути, это было беспроцентное кредитование страховых компаний», — сказал «Эксперту» председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин.

Если же посмотреть в корень проблемы, то люди кредитовали не столько страховые компании, сколько сами банки. Далеко не все страховщики раскрывают, сколько собрали по ИСЖ, но известно, что «Сбербанк страхование жизни» за девять месяцев 2017 года собрал 53,9 млрд рублей, а «ВТБ страхование жизни» — 12,3 млрд. Компании, входящие в банковские группы, — лидеры рынка ИСЖ, что неудивительно: полисы предлагались тем, кто пришел открывать депозит, людям говорили о возможности получить доходность выше, чем по вкладу, плюс давали дополнительные процент-полтора к ставке по депозиту. Получив деньги, страховая компания клала их на депозит в тот же банк (40% активов «Сбербанк страхование жизни» лежит в том же Сбербанке, на остальное куплены ценные бумаги, в основном облигации). Банк при этом не берет на себя обязательство делать отчисления в АСВ, платить процент вкладчикам, да еще и не обязан возвращать деньги по первому требованию. Фактически, покупая полисы, люди обеспечивали банки более дешевыми и длинными пассивами. Но потом стали подозревать неладное.

«Сбербанк страхование жизни» уже сейчас говорит, что лишь 25% клиентов соглашаются продлить свой полис по ИСЖ. Клиенты жалуются на навязывание инвестиционного страхования в банках, на недостаточность информации, на недостаток квалификации банковских сотрудников, которые не смогли ни объяснить клиентам все нюансы договора по ИСЖ, ни оказать квалифицированную поддержку при выборе инвестиционной стратегии.

«Пока у нас были жалобы на то, что люди досрочно забирали свои средства, и, соответственно страховые компании их штрафовали за это», — рассказывает Дмитрий Янин. Жалобы поступают и в ЦБ, и их количество будет расти как снежный ком — по мере истечения первых трехлетних договоров ИСЖ. «Число жалоб, поступающих в Банк России в отношении инвестиционного страхования жизни, невелико, прежде всего это связано с невысоким уровнем финансовой грамотности граждан и низкой информированностью потребителя о сути продукта, который он приобрел», — рассказали в пресс-службе Центробанка «Эксперту».

В «Эксперт РА» предупреждают: отсутствие информации о доходности по полисам ИСЖ, недостаточное понимание клиентом продукта на этапе покупки, а также вероятные изменения в регулировании этого сегмента способны уже в 2018 году существенно изменить динамику развития сегмента страхования жизни и всего страхового рынка.

Безопасный способ рискнуть

Инвестиционное страхование жизни — сложный финансовый инструмент, который объединяет в себе элементы классического рискового страхования (риски смерти, дожития, несчастные случаи) и инвестиционного продукта. Покупатель полиса может получить (а может и не получить) дополнительный негарантированный доход, который зависит от динамики цен выбранного «базового актива».

Работает это так: деньги, которые клиент вносит в страховую компанию в качестве взноса по полису ИСЖ, делятся на две части. Одна часть вкладывается в надежные ценные бумаги, другая — в производные инструменты. Это похоже на структурную ноту или паевой инвестиционный фонд, но с существенным отличием: полис ИСЖ не является финансовым активом. Его нельзя продать (досрочно вернуть деньги от страховой можно лишь со штрафом), использовать как залог, он не подлежит взысканию при банкротстве, не учитывается при разделе имущества супругов или наследстве. При этом по окончании срока действия договора страхования за полученный доход сверх изначально вложенной суммы клиенту придется заплатить НДФЛ.

Несмотря на то что приобрести полис ИСЖ можно в банке, последний не несет ответственности за соблюдение или несоблюдение договора страхования, зато получает комиссию, причем довольно существенную: по итогам 2017 года она снизилась до 25%, а еще год назад была выше 30%, говорится в материалах ЦБ.

К плюсам полисов ИСЖ можно отнести разве что непосредственно страховую защиту на случай смерти. По полису ИСЖ также можно получить имущественный вычет, но он ограничен 120 тыс. рублей в год, то есть итоговая положительная разница составит не более 15,6 тыс. рублей. На этом плюсы для клиента заканчиваются.

При удачно подобранной стратегии доход по полису ИСЖ действительно может оказаться выше, чем по банковскому вкладу за тот же период. Но риск не получить обещанный доход высок.

Клиенты ВТБ помнят, как «ВТБ страхование жизни» предлагало вкладывать средства через ИСЖ в стратегию «Медицина будущего», привязав доход к динамике индекса европейских фармацевтических компаний Stoxx Europe 600 Health Care Index. «Рост более чем в два раза за последние пять лет; постоянный рост населения и повышение качества жизни влечет за собой увеличение расходов на здоровье, старение населения стимулирует спрос на лекарства и медицинские услуги; фармацевтический бизнес исторически является одним из самых прибыльных за последние двадцать-тридцать лет, прибыль фармацевтических компаний превысила доходы предприятий других отраслей примерно в пять раз; ряд производителей медикаментов стоят на пороге уникальных открытий, которые не только кардинально изменят медицину, но и принесут серьезную прибыль компаниям и акционерам» — это цитата из рекламного буклета «ВТБ страхование жизни». С весны 2015 года Stoxx Europe 600 Health Care Index показывает отрицательную динамику.

«В 2016 году я решил забрать вклад из Сбербанка в долларах, так как стал очень маленький процент. Предложили вложиться в инвестиции. СмартПолис — “Глобальный нефтяной сектор” и “Золото”, на пять лет. Рисовали графики, большущие проценты. Решили попробовать. Приличная сумма, за год — ноль процентов дохода. И забрать нельзя — очень большие потери. Сидишь, рассматриваешь графики в личном кабинете, больше похожие на кардиограммы», — описывает свои впечатления на одном из интернет-форумов житель Перми Александр Райков.

Да, по полису ИСЖ средства всегда возвращаются в том же размере — но, во-первых, они уже уменьшены на величину инфляции, а во-вторых, клиент недополучил доход, который мог бы дать тот же депозит.

Возмущение покупателя полиса ИСЖ можно понять: он пришел в банк, где рассчитывал получить гарантированную и застрахованную государством доходность по договору о банковском депозите. Клиент не знал и не мог знать, что банк заинтересован в заключении договора об ИСЖ из-за высоких комиссионных, а значит, доверять ему как непредвзятому консультанту, который действует в интересах клиента, нельзя. И совершенно точно клиент, пришедший в банк открывать депозит, вряд ли готов брать на себя риски финансовых рынков, а уж тем более оценивать эти риски.

«Я рад, что хотя бы вернул вложенные деньги, — рассказывает на форуме житель Хабаровска Николай Макаров, купивший полис у компании “Ренессанс жизнь”. — Посчитал доходность: в течение трех лет эти ребята пользовались моими деньгами под 2,8 процента годовых».

Подумайте о клиентах

В случае с полисами ИСЖ Банк России определяет перечень активов, в которые могут инвестировать средства клиентов страховые компании, и следит за его соблюдением. «Для того чтобы обеспечить нужный вам коэффициент участия в базовом индексе достаточно пять-семь процентов ваших резервов потратить на покупку дериватива, и так и происходит, — рассказывает Максим Данилов, вице-президент Всероссийского союза страховщиков. — У вас есть структура договора. По ней часть бумаг покупается для того, чтобы обеспечить защиту капитала в виде облигаций, а часть отправляется в эти производные финансовые инструменты. Страховая компания на регулярной основе дает надзору Центробанка структурное соотношение: какие у нее эмитенты, в каких долях размещены, на какие сроки — это все видно. Если бы было нарушение, в компанию пришло бы предписание, а на второй месяц при его неисполнении ее бы лишили лицензии». И действительно, в отчетности страховщиков жизни указывается состав и объем финансовых активов, наименование которых совпадает с предложениями по ИСЖ. Однако установить, действительно ли средства именно этого клиента пошли на приобретение указанного им актива, невозможно: в отличие от ПИФов, брокерских компаний или пенсионных фондов никаких индивидуальных счетов у клиента страховой нет, что логично: он же просто купил полис, некий продукт, выпущенный страховой компанией. К финансовым активам этот продукт имеет лишь косвенное отношение. «Действовать так, как хочет клиент, страховщик не обязан», — пояснили «Эксперту» действующие нормативные требования в ЦБ. И если по договору ИСЖ у клиента написано «вкладываем в золото», то клиент не может быть уверен, что его средства будут вложены именно в золото, и ЦБ за этим тоже не может проследить. Он может проконтролировать в целом совокупность резервов, а каждый отдельный счет не отслеживается. В результате страховая компания может обезопасить свои активы и захеджировать их, а клиенту отчитаться об отсутствии прибыли по несработавшей идее.

«По мнению Банка России, в связи со сложностью данного продукта для потребителя страховщики (а также агенты страховщиков, в роли которых могут выступать в том числе кредитные организации) должны уделять больше внимания информированию клиентов о приобретаемой услуге. — говорят в ЦБ. — С таким подходом согласны и сами страховые компании». Фактически ЦБ предлагает ввести фидуциарную ответственность страховщиков перед своими клиентами (то есть заставить их действовать в первую очередь в интересах клиента) — но страховщики ожидаемо против, и регулятор обещает принять во внимания пожелания участников рынка.