Производитель смартфонов и прочих гаджетов Xiaomi разместил свои бумаги на Гонконгской фондовой бирже, торги акциями начнутся 9 июля. Из ожидаемых 6,1 млрд долларов привлечь удалось только 4,7 млрд. Исходя из этого рынок сейчас оценивает компанию на уровне 54 млн долларов (Xiaomi надеялась на 65–75 млрд). Таким образом, мультипликатор P/S (Price/Sales; это частное от деления капитализации компании на ее выручку) находится в районе 3,1 (для сравнения: у Apple, производителя популярнейших iPhone, этот показатель в 2017 году составлял 3,9, в текущем — 3,74). А вот по показателю P/E (Price/Earnings; отношение рыночной стоимости акции к годовой прибыли на эту бумагу) сравнить Xiaomi с аналогами не получится, он у компании отрицательный: холдинг все еще убыточен.
Недобрали
Xiaomi вообще пришлось скорректировать свои ожидания в ходе IPO. Например, изначально предполагалось выпустить ценных бумаг на десять миллиардов долларов в рамках режима двойного листинга: примерно половину продать на Гонконгской бирже в виде собственно акций, а остальное — в виде CDR (китайских депозитарных расписок). Но со вторым пунктом не получилось. Производитель смартфонов не смог вписаться в жесткие правила листинга на Шанхайской бирже. «Мы сначала осуществим листинг в Гонконге, а затем рассмотрим перспективы эмиссии китайских депозитарных расписок на материке», — заявляли в компании.
Интересно, что к IPO Xiaomi подтянулись желающие «поучаствовать». Российская компания Blackmoon выпустила токены для тех, кто хочет принять участие в IPO Xiaomi. Цена такого токена определяется ценой акции Xiaomi на IPO. В качестве платы принимаются самые популярные криптовалюты биткойн, эфир и лайткойн. Пресс-служба Xiaomi заявила, что производитель смартфонов не разрешал токенизировать свои акции и не в курсе инициативы российской компании.
Тем не менее размещение вызвало живой интерес среди институциональных инвесторов (якорными инвесторами выступили производитель процессоров Qualcomm, китайский фонд CICFH Entertainment и китайский же телекоммуникационный оператор China Mobile). А вот розничные инвесторы Xiaomi раскупать акции не торопились, хотя ряд известных игроков все-таки засветился. В частности, по данным Bloomberg, в компанию вложились Джордж Сорос, китайский миллиардер Ли Кашин (ранее возглавлял правление гонконгского конгломерата CK Hutchison Holdings), основатель Alibaba Джек Ма и председатель совета директоров ИТ-компании Tencent Пони Ма.
Привлеченные средства Xiaomi планирует распределить следующим образом: десять процентов пойдет на вознаграждение сотрудников; остальное — поровну на разработку новых гаджетов (от смартфонов до гироскутеров и рисоварок), создание продуктов IoT (интернета вещей) и глобальную экспансию.
Причина существенной разницы между изначальными планами IPO и более чем скромным результатом — существенное несовпадение взглядов на компанию ее топ-менеджмента и участников рынка. Лэй Цзюнь, основатель и генеральный директор Xiaomi, анонсируя IPO компании, отметил, что Xiaomi — интернет-компания. Более того, в проспекте эмиссии прямо сказано, что Xiaomi — инновационная компания, которая планирует построение глобальной экосистемы на базе своих гаджетов и сервисов.
Действительно, Xiaomi сегодня имеет видео- и микрокредитный сервис в Китае и сервис потокового видео в Индии.
Однако если посмотреть структуру бизнеса компании, становится очевидно, что пока, несмотря на все усилия по диверсификации, основной бизнес Xiaomi (более 70%) — это как раз смартфоны, которые компания пытается крайне агрессивно продавать, и у нее это получается.
Яблоко по-китайски
Похоже, за действительно быстрый рост инвесторы готовы простить Xiaomi такую подмену понятий. Так, из данных международной исследовательской и консалтинговой компании IDC следует, что в первом квартале текущего года Xiaomi заняла 8,4% мирового рынка смартфонов против 4,3% годом ранее. Цифра прироста доли впечатляет. Для сравнения: доли Samsung, Apple и Huawei составили 22, 15, и 11% в этом году против 20,9, 14, и 9,8% в 2017-м. Кроме того, Xiaomi умудрилась нарастить долю на фоне общего замедления мирового рынка смартфонов (аналитики IDC в 2017 заметили первое в истории снижение поставок на 0,1%). Получается, Xiaomi ухитряется плыть против течения. Компанию часто сравнивают с Apple. Оно и неудивительно: у китайских смартфонов уже есть своя аудитория «mi-фанов». При этом «объектом обожания» становятся не столько сами гаджеты, сколько платформа MIUI, на которой, судя по всему, в дальнейшем и будет строиться вся экосистема Xiaomi), глава компании Лэй Цзюнь имеет репутацию китайского Стива Джобса, а сама компания растет ударными темпами, находясь на четвертом месте по доле рынка после Samsung, Apple и Huawei.
Основное отличие от Apple (кроме цены на гаджеты, поскольку Xiaomi делает упор именно на бюджетные модели) в том, что если выручку компания имеет вполне приличную, то вот с прибылью все заметно хуже. В первом квартале 2018-го, прямо накануне IPO, Xiaomi отчиталась об убытках за квартал в размере 1,09 млрд долларов. В заявке на IPO причиной убытков называется выпуск преференциальных акций инвесторам и сотрудникам (что для IPO вполне обычное дело). Следующими пунктами расходов стали маркетинг и разработки. Кроме того, компания активно вкладывается в скупку стартапов. Задача-максимум — построение собственной экосистемы. Xiaomi пытается перестроить и диверсифицировать свой бизнес после проблем 2016 года, когда компания отказалась от традиции раскрывать данные о продажах смартфонов. По оценкам некоторых аналитиков, в тот год продажи упали до 41 млн смартфонов (по другим данным, до 53 млн), хотя объем продаж за 2015 год сама компания оценила в 70 млн штук.
Маржинальность продажи смартфонов при этом у Xiaomi очень низкая — всего 8,8%. Чтобы наращивать долю рынка, Xiaomi поступается рентабельностью; вопрос в том, на сколько еще ее хватит.
«Первые несколько лет мы рвались вперед слишком быстро. Мы создали чудо… Поэтому теперь нам нужно затормозить, чтобы заняться улучшениями и обеспечить долгосрочный рост в будущем», — отметил тогда в письме своим сотрудникам Лэй Цзюнь.
Рисоварка выходит в интернет
Попытки производителя смартфонов перейти на более высокую ступень интернет-системы и продуктов для IoT вполне логичны с точки зрения бизнеса. Правда, интернет вещей в Xiaomi представляют себе несколько своеобразно. Вот как старший вице-президент Xiaomi Ван Сян в одном из интервью обозначил планы компании по развитию экосистемы: «Покупка телефона или телевизора — редкое событие. Как часто вы за этим ходите в магазин? Но что если вам еще нужны Bluetooth-колонки, подключенная к интернету рисоварка или бюджетный воздухоочиститель в Китае? И каждый из этих продуктов не только лучший в своем классе, но и стоит дешевле существующих аналогов? Наша экосистема дает клиентам новые необычные продукты, ранее не существовавшие, чтобы они возвращались в наши магазины, чтобы посмотреть, что еще у нас есть».
Стоит подчеркнуть разницу между продавцом смартфонов и инновационной компанией. Лучше всего она видна на мультипликаторах P/E: интернет-компании стоят намного дороже производителей смартфонов. У Apple этот показатель составляет 18. У «чистых» интернет-компаний Alibaba или Tencent P/E превышает 40. У Xiaomi этот показатель пока и вовсе отрицательный из-за убытков.
Зарубежные эксперты в оценках будущего Xiaomi ожидаемо расходятся. Связано это еще и с тем, что компания информацию о себе раскрывает крайне неохотно, да и на вопросы отвечать не любит. Так, когда Xiaomi собралась на Шанхайскую биржу, Китайская регуляторная комиссия по ценным бумагам послала список из 84 вопросов, включая вопрос, действительно ли Xiaomi является интернет-компанией. В качестве ответа компания решила подождать с CDR неопределенное время. Видимо, их выпуск произойдет, когда на вопрос китайского регулятора о статусе интернет-компании Xiaomi сможет ответить утвердительно. Как итог, оценки справедливой капитализации Xiaomi колеблются от 100 млрд долларов (столько компания надеялась получить в самом начале, когда еще лелеяла планы разместиться и в Шанхае) до 3,1 млрд долларов. Например, аналитик азиатской финтех-компании Smartkarma То Жень Жу считает, что кредо Xiaomi «Удивительные товары по честным ценам» не касается IPO и желание привлечь шесть миллиардов долларов сильно завышено. Динамика акций на Гонконгской бирже покажет, что же рынок думает о планах эмитента и, главное, о том, по силам ли они Xiaomi.