Агрохолдинги понуждают к налоговому миру

18 февраля 2019, 00:00
ТАСС
Руководство агрохолдингов смотрит сквозь пальцы на игры менеджеров с законом

На прошлой неделе Федеральная налоговая служба совместно с ФСБ начала обыски и изъятие бухгалтерских документов в структурах сразу нескольких агрохолдингов в 13 регионах России в связи с подозрением в неуплате ими НДС при закупках сельхозпродукции. Это коснулось региональных подразделений таких лидеров аграрного рынка, как «Черкизово», «Русагро», «Настюша», а также средних птицефабрик и переработчиков зерна. Речь идет о покупке этими компаниями сельхозпродукции у недобросовестных контрагентов, которые сбывают агрохолдингам продукцию, не уплачивая при этом НДС (10% для сельхозпереработчиков), через подставное юрлицо, якобы обладающее правом уплаты единого сельхозналога: это освобождает его от уплаты НДС. Все проверяемые компании — подписанты добровольной Хартии в сфере оборота сельскохозяйственной продукции (ФНС России — одна из сторон подписания), устанавливающей правила добросовестной конкуренции. Ключевой ее пункт — добровольно выявлять в цепочке поставщиков сельхозпродукции недобросовестных поставщиков, уклоняющихся от уплаты налогов. Ее приняли в 2015 году, прежде всего для устранения с рынка экспорта зерна недобросовестных компаний, которые зарабатывали на возмещении НДС (государство возвращает его в случае экспорта продукции).

«При этом в СМИ ошибочно сообщили, что сейчас обыски идут в связи с подозрениями в незаконном возмещении НДС относительно этих компаний (его возмещают только при экспорте сельхозпродукции), — рассказал “Эксперту” осведомленный источник в ФНС. — После подписания хартии экспортеры сельхозпродукции у нас очистились почти полностью и уже не покупают сырье у сомнительных компаний. Но на внутреннем рынке, даже среди подписантов хартии, остались компании, которые умышленно или неумышленно скрывают контрагентов, уклоняющихся от уплаты налога». По словам нашего собеседника, налоговая несколько раз предупреждала эти холдинги, что некоторые их поставщики не уплачивали НДС. «Но чтобы доказать сговор между менеджером того же агрохолдинга и поставщиком, нужны оперативно-розыскные мероприятия, поэтому мы и привлекли ФСБ. При этом всем проверяемым сейчас компаниям мы еще полгода назад предлагали устранить эти внутренние проблемы; они обещали, но не сделали», — пояснил источник в ФНС. По его словам, выполнение экспортерами сельхозпродукции правил хартии позволило привлекать в бюджет до 100 млрд рублей в год, ранее оседавших в карманах мошенников. «Экспортерам грозила уголовная ответственность за мошенничество, которое совершали их контрагенты, специализировавшиеся на незаконном возмещении НДС, поэтому они очень быстро очистились от контактов с такими фирмами-однодневками, — подтверждает один из инициаторов подписания хартии генеральный директор компании SmartSeeds Кирилл Подольский. — Поскольку при обороте сельхозпродукции на внутреннем рынке возмещения НДС нет, а за факт его неуплаты продавцом покупатель не отвечает, агрохолдинги и не отнеслись серьезно к предупреждениям налоговой инспекции. Точнее, кто всерьез не воспринял предупреждение, тот сейчас и попал под раздачу. Это своего рода понуждение к миру со стороны ФНС».

По мнению нашего собеседника в ФНС, сотрудничество с теми, кто не платит НДС, невыгодно высшему руководству крупных компаний; это, скорее, сговор менеджеров по закупкам, которые, вероятно, получают взятки от недобросовестных поставщиков. Впрочем, президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский считает иначе: «Возможно, руководство агрохолдингов и не имеет прямой выгоды, но оно ставит своим менеджерам задачу снижать издержки, которую те выполняют любыми способами, в том числе порой сами организуют закупки у фирм, якобы имеющих право на неуплату НДС. Как доказательство, когда обсуждали условия хартии, руководители входящих в крупнейшие агрохолдинги торговых домов настояли на том, чтобы им сделали послабление в правилах торговли». Речь идет об условии хартии не иметь дела с фирмами, у которых нет активов или они имеют лишь минимальный уставный капитал. «Зачастую это и есть мошеннические однодневки — право на работу с ними сохранили за собой торговые дома агрохолдингов, пообещав при этом добровольно выявлять жуликов, — продолжает г-н Злочевский. — Но очевидно же: покупая продукцию без НДС, компания потом вычитает его из своей бухгалтерии и тем самым экономит десять процентов, что по цепочке ведет к удешевлению конечной продукции. Это нечестная конкуренция. Я думаю, поэтому руководство агрохолдингов и смотрит сквозь пальцы на игры менеджеров с законом».