Арест 15 февраля основателя инвестиционного фонда Baring Vostok Майкла Калви, а также его директора по инвестициям Ивана Зюзина, бывшего предправления банка «Восточный» Алексея Кордичева и еще нескольких сотрудников фонда стало для финансового сообщества полной неожиданностью. Задержанных подозревают в хищении 2,5 млрд рублей — путем того, что Калви продал банку «Восточный» акции Первого коллекторского бюро (ПКБ), где Baring тоже является акционером. Поскольку Калви знал, что у ПКБ есть долг в размере 2,5 млрд рублей, это «привело к фактическому хищению средств», полагают в правоохранительных органах.
Baring Vostok начал инвестировать в российские активы в 1994 году. Он аккумулирует средства европейских, североамериканских, азиатских и ближневосточных пенсионных и эндаумент-фондов, суверенных фондов и так называемых фондов фондов. Сейчас его активы оцениваются в 3,7 млрд долларов, а инвестиции за 25 лет в российские компании числом около 80 составили 2,8 млрд долларов. Baring специализировался на ИT-, телеком-, медийных и ритейл-проектах: в его портфеле сейчас Avito.ru, Yandex, Р-телеком, 1C, IVI.ru, Оzon.ru, A5, «Вкусвилл» и другие. Интересовали фонд и проекты в странах СНГ, например туркменская Burren Energy, а также финансовый сектор («Ренессанс страхование» и «Европлан»). Но вот с российскими банками Baring не особенно везло. Так, год назад фонд решил продать часть пакета Тинькофф-банка — после скандальных высказываний о России дочери банкира Дарьи Тиньковой.
В капитал банка «Восточный» (тогда «Восточный экспресс») Baring вошел еще в 2010 году, и тогда ничто не предвещало неприятностей. «Восточный экспресс» наращивал бизнес в сфере розничного кредитования раблезианскими темпами. Однако потом ЦБ начал кампанию по ограничению роста розничного кредитования, заодно запустив санационную рулетку, плюс наложился кризис. В 2015 году Baring собрался было продать пакет, но желающих не нашлось. Но в 2016-м подвернулся Юниаструм-банк — и банки решили провести «безденежное» слияние, обменявшись акциями. Изначально владелец Юниаструм банка Артем Аветисян надеялся, что контрольного пакета ни у кого не будет, а в капитал войдет еще и Корпорация МСП. Но его планы рухнули. И в январе 2017 года Юниаструм-банк был присоединен к «Восточному», а Артем Аветисян стал акционером последнего. Сейчас у него 32,02% акций «Восточного», у Baring через офшоры — 51,62%. Год назад последний собрался провести допэмиссию на 5 млрд рублей, чтобы докапитализировтаь банк.
Источники «Эксперта» на финансовом рынке считают, что арест Калви скорее всего является следствием тлеющего конфликта акционеров. Якобы г-н Аветисян не был готов докапитализировать банк, но и допустить, чтобы его докапитализировал Baring, тоже не мог, опасаясь за свою долю.
«Пока что слова следователя можно интерпретировать так, что руководитель фонда Baring Vostok продал акции принадлежащей ему коллекторской компании “Первое коллекторское бюро” банку “Восточный”, в котором фонд является контролирующим акционером. Миноритарный же акционер счел, что, поскольку на коллекторской компании висит долг в два с половиной миллиарда рублей, банку покупать данные акции не следовало. Этот миноритарий дал показания, изложив свою точку зрения. Речь идет о распространенной практике поведения акционеров», — комментирует ситуацию Ярослав Кабаков, директор по стратегии ИК «Финам». Четверть века инвестиций Baring на российском рынке без скандалов и злоупотреблений не были приняты во внимание.
Начальник аналитического управления, член совета директоров банка БКФ Максим Осадчий уверен, что, если судить по отчетности, положение банка «Восточный» не критическое. «Чистая прибыль за 2018 год составила 2,3 миллиарда рублей, капитал — 34,4 миллиарда при активах в 285 миллиардов, — напоминает аналитик. — Нормативы не нарушены. Но на 1 января 2019 года его норматив достаточности собственных средств (капитала) Н1.0 составлял всего 9,31 процента. Это выше порога в восемь процентов, однако “Восточный” занимает второе место в антиренкинге по этому нормативу среди российских банков, не находящихся на санации. Это свидетельствует о дефиците капитала банка, и допэмиссия на пять миллиардов рублей была призвана пополнить капитал банка и повысить нормативы достаточности капитала. Не вызывает сомнения, что арест — это перевод конфликта между двумя группами акционеров “Восточного” из хозяйственной сферы в силовую. И это очень неприятное событие для иностранных инвесторов России». Да и не только для них.