О стратегических угрозах для российского интернета на высоком уровне заговорили еще в 2014 году, когда против нашей страны ввели санкции из-за присоединения Крыма. «Следует качественно повысить защищенность отечественных сетей связи и информационных ресурсов, в первую очередь тех, что используют государственные структуры», — заявил тогда Владимир Путин на заседании Совбеза. Позже, осенью 2017-го, появилась информация о конкретных планах: создать в рамках БРИКС систему дублирующих корневых серверов доменных имен (DNS), которая была бы независима от США. По сути, это означает фрагментацию интернета и создание собственного псевдоинтернета в рамках нескольких стран. Впрочем, быстро стало понятно, что такая инициатива имеет больше недостатков, чем преимуществ. От партнеров по БРИКС встречного движения не последовало, а размеры рунета не столь велики, чтобы было экономически целесообразно замкнуть его внутри себя.
Более того, еще никогда никто — ни Китай ни даже КНДР — не пытался построить на государственном уровне альтернативу общемировой системе DNS. Энтузиасты в разных странах пытались делать что-то подобное в 1990-е, но поддержки не встретили. Причина проста: в этом просто нет необходимости. Интернет — это глобальная сеть, пусть в ее основе и лежат 13 корневых DNS-серверов, десять из которых расположены в США. Но, во-первых, так сложилось исторически, а во-вторых, в новых корневых серверах необходимости нет из-за внутренних принципов устройства интернета и маршрутизации. Важнее то, что у этих 13 серверов есть реплики — их более 900 штук, и 11 из них расположены в России. Именно реплики играют важную роль в маршрутизации, поэтому разумным было бы дальнейшее увеличение их числа на территории России, а также всенаправленное развитие сетевой инфраструктуры, российских IT-компаний и дата-центров. Ничто не поделать с историческим фактом, что корневые серверы администрируются преимущественно американскими компаниями и организациями, но не стоит забывать, что ни одна из этих компаний не имеет полного контроля над системой, а головная организация (ICANN) уже третий год как выведена из подчинения правительству США и работают там представители многих стран мира. Полезным было бы усилить участие России как в этой, так и в других международных организациях, а не пытаться чинить то, что и так неплохо работает.
В прошлом году в Минкомсвязи обещали, что Россия не пойдет по китайскому, иранскому или северокорейскому пути. Мол, в приоритете должны быть не пресловутые ограничения, а техническая модернизация интернет-инфраструктуры. В конечном счете на поддержание режима закрытости даже в Китае уходят колоссальные средства, при этом эффект сомнителен: доступ к закрытым ресурсам все равно можно получить довольно легко, пользуясь соответствующими системами обхода блокировок. Остается надеяться, что разум возобладает и средства на модернизацию пойдут не на блокировки и создание новых трудностей в работе операторов связи, а на реальное развитие российского телекоммуникационного сектора. Тем более что именно такая цель была поставлена в рамках объявленного плана цифровизации страны.