Крупнейший оператор инновационных грузовых вагонов (имеющих повышенную грузоподъемность) Первая тяжеловесная компания (ПТК) меняет владельца. Группа «Промышленные инвесторы» Сергея Генералова продает ее группе ИСТ (основной владелец Александр Несис) и партнерам. В этой истории примечательно то, что ранее активы ПТК фактически и принадлежали ИСТ, а обе эти группы инвесторов занимаются тем, что инвестируют в какой-либо бизнес, развивают его, а затем продают.
В 2016 году Объединенная вагоностроительная компания, контролирующим акционером которой в то время была группа ИСТ, продала Первой тяжеловесной сначала «Нитрохимпром» (оперативный лизинг грузовых вагонов нового поколения), а затем и «Восток1520» (компания-оператор). Они и стали основными активами ПТК.
С момента продажи суммарный парк вагонов этих двух предприятий существенно вырос и составляет порядка 53 тыс. вагонов. Бóльшая доля, 36,6 тыс., приходится на «Восток1520». Основной вид ее деятельности — перевозка угля в экспортных направлениях: в порты Дальнего Востока и Северо-Запада; на ее долю приходится порядка 20% экспортных перевозок угля.
Для группы ИСТ Объединенная вагоностроительная компания и связанные с ней бизнесы были большим инвестиционным проектом. Так что все вполне логично: группа постепенно выходила из вагоностроительного бизнеса. Пусть даже на последнем этапе этот выход смахивал больше на бегство из-за проблем с кредиторами и миноритарными акционерами: одна из компаний группы ОВК нарушила ряд обязательных дефолтных финансовых ковенантов по кредитам, выданным «ФК Открытие», являющейся не только кредитором, но и акционером вагонопроизводителя. Последнее, видимо, оказалось причиной того, что банк не стал требовать досрочного погашения кредитов, а ограничился повышением ставки по ним на один процентный пункт. Что касается акционерного конфликта, то здесь претензии к ОВК есть у пенсионных фондов, входящих в группу «Сафмар» Михаила Гуцериева: они требуют, чтобы компания выкупила их акции, поскольку фонды не голосовали на собрании акционеров, где принималось решение о крупной сделке. Суды по этому поводу с переменным успехом продолжаются с прошлого года. На таком фоне в декабре прошлого года было объявлено о сделке по продаже группой ИСТ 9,33% ОВК «Ростеху». Это последний пакет акций ОВК, находившийся в распоряжении группы ИСТ. После завершения сделки она полностью выйдет из капитала вагоностроительной компании. Участники рынка отмечают, что «Ростеху», учитывая его административный ресурс и масштаб бизнеса, будет проще договариваться и улаживать конфликты и с кредиторами, и с партнерами.
Что же касается обратного выкупа Первой тяжеловесной, то здесь интерес группы ИСТ может быть связан с перспективами роста железнодорожных грузоперевозок в России, в частности угля.
Погрузка на сети РЖД выросла в 2018 году относительно 2017-го на 2,2%, а угля — на 4,6%. Вообще же в натуральном выражении погрузка стала максимальной за последние девять лет, а грузооборот — рекордным за всю новую историю России. По прогнозам Международного энергетического агентства, спрос на уголь в Юго-Восточной Азии будет расти. В свою очередь, в нашей стране добыча угля увеличивается: по данным Минэнерго России, рост в 2018 году составил 6%, а инвестиции в отрасль увеличились на 21%. Ожидается, что будет расти экспорт угля в восточном направления, и под это планируется к 2025 году увеличить провозную способность железнодорожной инфраструктуры по поставкам угля в два раза относительно нынешнего уровня. Так что перспектива заработать на вывозе угля у компаний-операторов есть.
Вместе с тем с осени прошлого года активизировалась дискуссия об отмене скидки на порожний пробег для инновационных вагонов. И не исключено, что она закончится в пользу тех, кто лоббирует ее отмену. Сейчас практически все имеющиеся на сети тяжеловесные полувагоны задействованы как раз в перевозках угля. Надо сказать, что введение скидки на порожний пробег было наиболее выгодно именно ОВК (а с ней и группе ИСТ) как самому крупному в России производителю инновационных вагонов: наличие скидки давало дополнительный стимул покупать и эксплуатировать именно такой подвижной состав. Участники рынка считают, что в свое время как раз ОВК и ее контролирующий акционер пролоббировали появление этой преференции.
В случае уравнивания в правах вагонов инновационных и обычных вырастет конкуренция между операторами подвижного состава: компании, обладающие парком типовых полувагонов, попытаются потеснить на рынке экспортных перевозок угля владельцев вагонов инновационных. А это может привести к снижению доходов последних, к числу которых относится и Первая тяжеловесная компания.