В Иране совершен теракт: смертник взорвал себя рядом с автобусом, который перевозил военных из элитного Корпуса стражей Исламской революции. Взрыв унес более сорока жизней. Напомним, что еще в декабре 2017-го — январе 2018 года по Ирану прокатилась волна антиправительственных выступлений, связанных с ухудшением экономического положения. В нескольких городах дело дошло до погромов и нападений на полицейские участки. Теперь же, когда Тегеран уже почти год находится под экономическим давлением Вашингтона, ситуация усугубляется.
Выйдя из ядерной сделки с Ираном, США возобновили антииранские санкции, распространяющиеся в том числе на покупателей иранской нефти. Чтобы избежать резкого роста нефтяных цен на мировом рынке, что также угрожает росту американской экономики, в ноябре прошлого года США разрешили Китаю, Индии, Италии, Греции, Японии, Южной Корее, Турции и Тайваню покупать иранскую нефть до 5 мая 2019 года. За это время, по расчетам Вашингтона, производители нефти должны увеличить предложение на мировом рынке. Действительно, только сами США, добывавшие в 2017 году в среднем 9,2 млн баррелей в сутки, за 2018 год увеличили суточную добычу на 2,1 млн баррелей, что почти сравнялось с объемами предсанкционного экспорта Ирана в 2017 году. Помешать запланированному на май экономическому удушению Исламской республики могут прежде всего сами США: стремясь обложить санкциями всех, кто им не нравится, они успели ввести ограничения на экспорт нефти из Венесуэлы. Одновременное выпадение венесуэльской и иранской нефти из мирового баланса снова грозит резким ростом цен. Возможный провал торговых переговоров США и Китая также способен поставить крест на санкциях против Исламской республики: не найдя с Вашингтоном общего языка в вопросах экономики, Пекин может попытаться отыграться на геополитической карте.
Явную, хотя и очень вялую фронду проявляет Евросоюз, не желающий подчиняться американским санкциям в отношении Ирана и планирующий сохранить торговые отношения с Тегераном. Стремясь убедить ЕС отказаться от порочной практики ослушания, США провели разъяснительную работу на заднем дворе ЕС — в Польше. В Варшаве состоялась конференция по Ближнему Востоку, где США были представлены на достаточно высоком уровне — вице-президентом Майком Пенсом и госсекретарем Майком Помпео. Представителей Ирана даже не пригласили на конференцию, Россия отказалась в ней участвовать, а Франция и Германия прислали сотрудников своих МИД. Майк Пенс обвинил «некоторых из наших ведущих европейских партнеров» в создании механизмов, нарушающих антииранские санкции, и призвал одуматься. Хотя ЕС и утверждает, что создаваемый им механизм расчетов с Ираном нужен для обслуживания движения товаров, не подпадающих под санкции, основная статья экспорта Ирана все же нефть, и Евросоюзу предстоит сделать свой выбор.
Иран, несмотря на выход США из ядерной сделки, продолжает выполнять ее условия, то есть не ведет исследований в области ядерных технологий. Это подтверждают даже руководители американских спецслужб. Но если экспорт иранской нефти будет полностью блокирован, Тегеран может посчитать себя свободным от прежних обязательств. Занимать выжидательную позицию и наблюдать ухудшение экономической ситуации в стране иранское руководство вряд ли рискнет. Теракты в Иране, равно как и экономическое давление США, могут привести к падению нынешней власти. Однако в результате Иран может превратиться не в дружественную США и Израилю страну, а, подобно Ираку, родить новую угрозу всему региону. «Исламское государство» (запрещенное в России), с которым борется Иран в Сирии, не преминет включить Исламскую республику в свой состав в случае возникновения хаоса в стране.