Миллионы американцев с замиранием сердца наблюдали в прямом эфире, как пилотируемый корабль Crew Dragon отправился в свой первый тестовый полет к МКС. На его борту было 204 килограмма оборудования и продовольствия для экипажа станции и один пассажир — правда, ненастоящий: в кресле сидел манекен в герметичном скафандре, названный Рипли в честь главной героини фильма «Чужой». А спустя всего сутки Crew Dragon успешно совершил автоматическую стыковку с МКС — для компании Илона Маска это огромный успех, ведь до этого грузовые корабли SpaceX Dragon, доставляющие продовольствие на МКС, состыковывались со станцией вручную. Наконец, в прошлую пятницу Crew Dragon успешно приводнился в Атлантическом океане у берегов Флориды.
Уже в июне нынешнего года компания планирует отработать систему аварийной посадки, и если все пройдет штатно, то еще через месяц Crew Dragon доставит на МКС двух настоящих пассажиров. В случае успеха это будет первый полет астронавтов из США на своем собственном корабле после закрывшейся в 2011 году программы Space Shuttle. За последние годы это уже третья победа компании Маска: сначала она потеснила конкурентов на рынке коммерческих запусков, затем — на рынке доставки грузов к МКС, а теперь на глазах превращается в мощного соперника нашим «Союзам».
SpaceX всегда действует дерзко и агрессивно: компании удалось значительно снизить стоимость запусков и сломать годами существовавшую олигополию на рынке. На протяжении десятилетия цена доставки груза на орбиту практически не менялась и составляла от 10 до 32 тыс. долларов за килограмм груза. Но появление в 2010 году ракеты Falcon 9 с возвращаемой первой ступенью и головным обтекателем привело к значительному падению цен в прайс-листах — до 2700 долларов за килограмм (для сравнения: стоимость доставки с помощью шаттла «Дискавери» была в 20 раз больше). А у новой сверхтяжелой ракеты Falcon Heavy стоимость доставки еще меньше — 1400 долларов за килограмм. И всем уже очевидно, что Россия этой конкуренции не выдерживает: сейчас мы отстаем от США по количеству запусков практически вдвое, в то время как еще в 2015 году были первыми.
Заметим, что до активного использования Falcon 9 в мире ежегодно совершалось десятка два коммерческих запусков. Но уже в прошлом году их количество перевалило за четыре десятка (при том что суммарно успешных запусков ракет было 111). Но вот на емкости рынка запусков революция, устроенная SpaceX, почти не отразилась: она по-прежнему колеблется в диапазоне 5–5,5 млрд долларов.