В настоящее время на федеральном и региональном уровнях среди чиновников, отраслевых предпринимательских и экспертных сообществ активизировалось обсуждение мер, необходимых для скорейшего создания и продвижения на внешние рынки российского бренда экологически чистой (органической) продукции. Соответствующее поручение правительству дал президент Владимир Путин в рамках послания Федеральному собранию. Большая часть работы была сделана раньше: приняты соответствующие ГОСТы и другие нормативные акты, вскоре будет представлен защищенный знак маркировки органической продукции, с начала будущего года вступит в силу закон «Об органической продукции». Что еще предстоит сделать для становления в России рынка «органики» и как продавать за границу не просто чистое сырье, а высокомаржинальный брендированный продукт? Об этом мы беседуем с исполнительным директором Национального органического союза Олегом Мироненко. По его словам, крупные международные корпорации, Danone, Hipp, Valio и другие, уже сейчас собирают вокруг себя пул российских производителей органического сырья, что позволит быстрее нарастить объемы продаж органических продуктов на внутреннем, а потом и внешнем рынке.
— Олег Викторович, что уже удалось сделать, чтобы заработал закон «Об органической продукции» и у нас появился легитимный рынок «органики»? И что можно форсировать с учетом нового поручения президента правительству — ускорить создание международного российского бренда органической продукции?
— Действительно, после послания президента Федеральному собранию вектор развития органического сельского хозяйства несколько сместился. Все-таки закон «Об органической продукции» больше направлен на создание и регулирование внутреннего рынка из тех соображений, что сначала должен появиться продукт, вызывающий доверие у нашего потребителя, иначе мы не заставим поверить в него потребителя внешнего. Теперь же, с учетом поручения президента, следует активизировать и работу в направлении экспорта через продвижение собственного органического бренда. Однако пока никто не знает, как это сделать. Сейчас Минсельхоз собирает предложения от участников рынка, профильных союзов, специализированных структур, чтобы понять, как нам вывести свою органическую продукцию на внешние рынки как можно быстрее. В западных странах действительно есть спрос на нашу продукцию, но в основном на сырье, где из него уже делают конечный товар. В этом случае страной-производителем указывается страна, где продукт переработан. И даже если требуется указать место производства сырья, то пишут, например, «сделано не в ЕС». Таким образом, российский экспорт органики оказывается обезличенным. Новое предложение нашего союза — на первом этапе добиться хотя бы того, чтобы иностранные переработчики указывали Россию как производителя сырья, возможно даже, чтобы на упаковке появился российский знак «Органик», который должен быть утвержден уже в середине года, вместе с изображением, аналогичным «евролисту». Это позволит иностранному потребителю как минимум привыкнуть к тому, что Россия уже является игроком на рынке «органики». А когда мы уже сможем поставлять брендированную продукцию высокого передела, у нее будет больше шансов на продвижение за рубежом. Интерес к этому, в принципе, есть у европейцев. Например, вице-премьер Алексей Гордеев недавно на выставке Biofach встречался с министром сельского хозяйства Германии Юлией Клёкнер, которая сказала, что готова содействовать выходу российской продукции на их рынок. В том числе речь идет о том, чтобы немецкие переработчики органики указывали Россию как страну происхождения сырья прежде, чем наш ГОСТ признают на мировых рынках.