Начало марта ознаменовалось по меньшей мере двумя яркими событиями. Сначала Илону Маску удалось-таки успешно отправить к МКС свой новый пассажирский корабль, а затем глава Facebook Марк Цукерберг опубликовал статью, в которой сделал поистине революционное для самого себя заявление: мол, его компания создала «цифровой аналог городской площади», а в итоге выяснилось, что люди хотят совсем другого — цифрового аналога своей жилой комнаты с ее стенами и защищенностью. И поэтому крупнейшая социальная сеть скоро будет снова менять алгоритмы. Пятнадцать лет Цукерберг собирал самые сокровенные данные о пользователях со всего мира, а получилось, что змея укусила собственный хвост. Оказалось, что бесконтрольный сбор пользовательских данных не может продолжаться вечно, общество потребовало приватности.
Любопытно, что в 2013 году, когда Маск только шел к своим космическим успехам, Цукерберг, прекрасно понимая пределы роста аудитории Facebook, активно пытался вовлечь в сеть все больше новых людей из отдаленных уголков Земли. Тогда же активно заговорили, что несколько миллиардов человек не имеют доступа к интернету и, конечно, из гуманитарных соображений им нужно помочь. Корпорации Кремниевой долины жадно смотрели на новый миллиард пользователей, ожидая роста рекламной выручки. Цукерберг повторял, что им движет чувство справедливости, а не финансовые ожидания. Затем компания поразила весь мир причудливыми планами раздавать интернет из стратосферы с помощью дронов (от идеи быстро отказались), а SpaceX представила свой план — уже космический: запустить тысячи спутников на низкую околоземную орбиту для создания глобального интернет-покрытия. Илон Маск подошел к цели серьезно, планомерно собрав у себя весь технологический цикл — от производства ракет и их запусков до разработки интернет-спутников и инженерии. При этом он не отказался и от беспилотной Tesla, что навело на мысли о планах вертикальной интеграции: ракеты и спутники — космический интернет — беспилотный автотранспорт. Опять-таки, пропоненты идеи глобального интернета повторяют мантры Цукерберга: у миллиардов людей нет интернета, и спутники Маска им помогут. В SpaceX надежд и не скрывают, заявляя, что именно за счет орбитального интернета компания через пять-десять лет выйдет на самоокупаемость. Все необходимые разрешения от регуляторов уже получены, осталось только начать запускать (это обещают сделать в нынешнем году). Непонятно одно: как тотальный контроль нескольких корпораций за глобальной интернет-инфраструктурой будет способствовать «цифровой комнате», о которой говорит Цукерберг?
В конечном счете, как бы ни спорили о вреде повсеместного использования источников электромагнитного излучения, о трудностях реализации проектов Маска и его конкурентов, на наших глазах уже разворачивающаяся новая космическая гонка. И интересна она вот почему. Впервые в истории лидерство в космосе захватили частные компании, пытающиеся создать инфраструктуру гигантского масштаба. В их представлении, эта инфраструктура совершенно необходима для развития новых цифровых услуг и цифровой экономики в целом. Отсекая скепсис и фантазии, нельзя не признать, что тестовые запуски спутников уже состоялись, построены заводы для их массового производства, адепты космического интернета не испытывают дефицита в инвестициях, а сопутствующие проектам технологические проблемы при должных усилиях преодолимы. Безусловно, государства всячески помогают частным компаниям грантами и крупными якорными заказами, и в России такая помощь будет очень востребована.
Инфраструктура космического интернета ежегодно способна приносить десятки миллиардов долларов за счет использования в беспилотных автомобилях, авиации, высокочастотном биржевом трейдинге. И это уже превышает общий объем инвестиций в развертывание всех этих систем. Появление проектов вроде Starlink, One Web и тому подобных неизбежно создаст новые возможности для IT-компаний, которые расширят свое присутствие в густонаселенных развивающихся странах и получат выход на зарождающийся рынок интернета вещей. Упускать это будущее нельзя, поэтому и России нужно действовать в той же парадигме. Создание гибридной системы интернет-спутников «Сфера» с элементами военного функционала позволит ликвидировать наметившееся отставание от ведущих технологических держав и даст стране нужный «цифровой» импульс.