Массовые протесты в Алжире, участники которых требовали не допустить участия действующего президента Абдельазиза Бутефлики в очередных выборах, закончились победой протестующих. Восьмидесятидвухлетний лидер нации, испытывающий серьезные проблемы со здоровьем, которые не позволяют ему не только руководить страной, но и самостоятельно передвигаться, отказался от участия в выборах. Кроме того, правительство ушло в отставку, а новым премьер-министром стал бывший министр внутренних дел Нуреддина Бедуи. На этом хорошие для протестующих новости заканчиваются: президентские выборы, которые должны были пройти 18 апреля, отложены на неопределенный срок.
Выставить вместо Абдельазиза Бутефлики другого кандидата в президенты властям мешает опасение, что улица, почувствовавшая свою силу, не признает результаты выборов. Недаром протестующие требовали неучастия Абдельазиза Бутефлики в выборах — оппозиция не сомневалась в его «победе». Отсрочка в проведении выборов, во-первых, позволяет сохранить власть, а во-вторых, дает шанс, что протестные настроения пойдут на спад и можно будет провести нового кандидата на президентский пост от действующей власти. Если основным драйвером протестов была фигура Абдельазиза Бутефлики, то этот план вполне реализуем, но если алжирцы недовольны общей ситуацией в стране, то протесты с требованием провести честные выборы продолжатся.
Как показывает опыт, страны Северной Африки и Ближнего Востока могут оставаться светскими и относительно демократическими только при поддержке армии. Военные, проходившие обучение либо на Западе, либо в СССР, невольно становятся в обществе наиболее просвещенной силой. Там же учились врачи, инженеры и учителя, но в отличие от военных специфика профессии не позволяет им контролировать власть. Они способны формулировать красивые лозунги и выводить на демонстрации воспитанных ими местных студентов, но воспользоваться плодами своей революции не могут. Возможно, Алжир и станет счастливым исключением из общего правила, в очередной раз доказанного прокатившейся по региону «арабской весной», но рисковать страной действующая власть вряд ли захочет. Однако если у власти не получится успокоить общество и события начнут разворачиваться по египетскому или, что гораздо хуже, по ливийскому сценарию, то винить в этом придется только себя. У группы чиновников, реально управляющих страной, была масса времени, чтобы представить обществу более популярного, нежели Абдельазиз Бутефлика, кандидата. Однако, подобно тому как это было в позднем СССР, «алжирское политбюро» до последнего использовало немощного лидера, лишь бы не нарушить существующий внутри власти хрупкий баланс.
Россия, которая поставляет в Алжир вооружения, надеется вытеснить оттуда Францию в качестве поставщика пшеницы и собирается построить АЭС (о чем в 2014 году было подписано межправительственное соглашение) и рассчитывает на продолжение сотрудничества. Волнения в Алжире, со сменой власти или без нее, несут в себе риски для российско-алжирских отношений. Новая власть может захотеть пересмотреть прежние договоренности из-за ориентации своих лидеров на США, ЕС или страны Ближнего Востока. Если власть останется у существующей элиты, но за счет жесткого подавления уличных протестов, то, стремясь реабилитировать и легитимировать свою власть на Западе, алжирское правительство может пойти на закупку вооружений в США и ЕС. Пример Саудовской Аравии показывает, что ради выполнения оружейных контрактов западные демократии готовы закрыть глаза на что угодно.