Основатель Facebook Марк Цукерберг объявил о своем новом видении компании, и самым главным, по его мнению, должна стать конфиденциальность пользователей и их информации. Суть плана в том, чтобы добавить сквозное шифрование на различные платформы обмена сообщениями в рамках Facebook. По сути, речь идет о дублировании механизмов, использующихся в WhatsApp. Сквозное шифрование уже применяется многими компаниями, в том числе Apple, и не раз вызывало обеспокоенность властей невозможностью отследить экстремистскую информацию. Борьба между намерением развивать технологии шифрования и стремлением к надзору и модерации стала, пожалуй, важнейшей трудностью цифровой эпохи. Беспрецедентные масштабы Facebook поставили соцсеть на передовую в этой борьбе, и от дальнейших шагов компании будет во многом зависеть то, как будут развиваться цифровые коммуникации в ближайшие годы.
Марк Цукерберг уже высказался в пользу усиления шифрования и переформатирования сети. «Частные коммуникации людей должны быть безопасными. Сквозное шифрование не позволяет никому, в том числе нам, видеть, чем пользователи делятся на наших сервисах», — написал он в большой статье, где изложил свое видение будущего компании.
Пожалуй, самым известным и технологически совершенным примером использования сквозного шифрования стал Telegram Павла Дурова. Технология, внедренная Павлом, позволила его мессенджеру быстро набрать популярность и конкурировать на перенасыщенном рынке мобильного общения. В то же время во многих странах, в том числе в России, Telegram столкнулся с противодействием властей именно из-за невозможности раскрыть сквозное шифрование без внесения изменений в алгоритмы мессенджера. Непонятно, как новые технологические изменения в Facebook будут восприняты в мире, но в самих США всерьез нарастает давление на хайтек-гигантов: ведутся судебные расследования об использовании персональных данных, звучат призывы к ограничению монопольных позиций компаний и даже их возможного раздела на более мелкие. На этом фоне любое общественно заметное событие способно стать триггером к пересмотру вопроса о правах и обязанностях крупнейших интернет-корпораций.
Цифровой экстремизм
Очередная волна недовольства действиями Facebook и технологическими гигантами в целом захватила мир после теракта в Новой Зеландии. Двадцативосьмилетний австралиец Брентон Таррант, обвиняемый в убийстве 50 человек в мечетях новозеландского Крайстчерча, приложил все усилия, чтобы у теракта было как можно больше свидетелей, и социальные сети способствовали этому. Незадолго до атаки предполагаемый стрелок рассказал о своих планах в твиттере и в 8chan — онлайн-форуме, который неоднократно обвиняли в распространении детской порнографии и разжигании ненависти. Посты сопровождались ссылками на 74-страничный манифест, направленный против мусульман и иммигрантов и содержащий множество отсылок к интернет-мемам и видеоиграм. Автор заявлял, что пришло время «прекратить шитпостинг» и осуществить свои экстремистские планы. В постах также содержались ссылки на соцсети Тарранта, где позже велась онлайн-трансляция с места преступления — в прямом эфире транслировались 17 минут атаки на мечети. Террорист снимал видео на нательную экшн-камеру GoPro, имитируя видеоигры-шутеры от первого лица. Все это стало беспрецедентным событием в западных онлайн-медиа и послужило мощным стимулом к новым нападкам на Facebook.