Крым: теперь и энергонезависимость

25 марта 2019, 00:00

Читайте Monocle.ru в

К пятилетию вхождения Крыма в состав России полуостров получил отличный подарок. В присутствии президента Владимира Путина запущены в эксплуатацию первые блоки двух новых тепловых электростанций: Таврической под Симферополем и Балаклавской в Севастополе.

«Балаклавская и Таврическая станции дадут нам 940 мегаватт. Еще 850 мегаватт может обеспечить энергомост, подключенный к Единой системе энергоснабжения России. 160 мегаватт — это прежние объекты генерации. И еще 129 мегаватт даст новая Сакская ТЭЦ, которая в данное время готовится к вводу и проходит комплексные испытания», — заявил Владимир Путин.

Это важнейший инфраструктурный прорыв, ведь еще в 2017 году, как сообщает Системный оператор ЕЭС, чистый объем притока энергии в Крым с «материка» составлял пять миллиардов киловатт-часов, или 70% потребления на полуострове.

Структура электропотребления в Крыму и Севастополе  06-02.jpg
Структура электропотребления в Крыму и Севастополе

До 2014 года необходимая электроэнергия поступала с территории Украины. После присоединения Крыма к России надежность этих поставок оказалась под вопросом. Сначала казалось, что удастся договориться. В декабре 2014-го между Россией и Украиной был подписан договор о взаимном обмене энергией, выгодный для наших соседей: Россия согласилась платить за энергию для Крыма 3,54 рубля за киловатт-час (оптовая цена в России в то время составляла в среднем 1,5 рубля за киловатт-час). Однако в ноябре 2015 года был осуществлен теракт, в результате которого оказались выведены из строя ЛЭП, связывавшие Крым с украинской энергосистемой. В регионе разразился энергетический кризис. Но в течение полутора часов развернули мобильные газотурбинные установки, которые дали в Крым еще чуть больше 200 МВт. Однако для решения проблемы этого было, конечно, недостаточно.

Промежуточным решением стал запуск в декабре 2015 года энергомоста, построенного при участии китайской Jiangsu Hengtong Power System и связавшего Крым с энергосистемой России. Мощность энергомоста составила 810 МВт, однако и в 2016-м блэкауты в Крыму все еще были нередкими. В прошлом году мощность энергомоста увеличили до 850 МВт. Источником энергии для Крыма стала по факту Ростовская АЭС в Волгодонске (четыре реактора ВВЭР-1000), поскольку Краснодарский край сам энергодефицитен (приток извне — 11,3 млрд киловатт-часов).

По словам заместителя генерального директора Института проблем естественных монополий Александра Григорьева, энергомост сохранит свою значимость и после ввода станций: «Энергомост в Крым — инфраструктура, необходимая для обеспечения надежности энергоснабжения и энергобезопасности полуострова. На сегодня максимум потребления мощности в Крыму был достигнут в 2017 году и составил 1427 мегаватт. При этом аварийно допустимая мощность энергомоста составляет 810 мегаватт, а установленная мощность генерации крымской энергосистемы — 2125,1 мегаватта. На первый взгляд может показаться, что энергомост теперь избыточен, но это не так. На ВИЭ, работа которых зависит от погодных условий и времени суток, в Крыму приходится 386 мегаватт, а на долю ранее переброшенных туда мобильных ГТЭС — 427,5. Функция последних — пожарно-аварийная, ведь выработка электроэнергии на них стоит значительно дороже по сравнению с обычными ТЭС. На долю диспетчеризируемой и дешевой генерации приходится 1311,7 мегаватта, что даже само по себе меньше местного максимума потребления, не говоря уже о том, что блоки электростанций могут быть выведены в ремонт. Таким образом, энергомост продолжит выполнять важную функцию в энергосистеме Крыма, просто он перестает быть критически важным ее элементом».

Строительство Таврической и Балаклавской ТЭС сопровождалось громким турбинным скандалом. На этих станциях используются турбины Siemens SGT5-2000E. Евросоюз запрещает поставки в Крым энергетического оборудования. Российская же сторона настаивала на том, что скандальные турбины собраны в России и вообще «куплены на вторичном рынке», поэтому под юрисдикцию ЕС не подпадают никоим образом. Далее был иск Siemens в арбитражный суд Москвы к «Технопромэкспорту» — скорее для галочки, чтобы успокоить США и ЕС (якобы руководство компании полагало, что турбины предназначены для Тамани, а не для Крыма). Процесс предсказуемо закончился ничем: станции построены, турбины там установлены, соседи проклинают клятых москалей и не менее клятых немцев, Siemens обещает к 2025 году на 100% локализовать производство злосчастных SGT5-2000E на территории России (сейчас уровень локализации на площадке СП с «Силовыми машинами» — 62%). Хотя сроки ввода станций все же несколько сдвинулись: изначально планировалась запустить первую очередь еще в 2017 году.

Отметим, что экономика Крыма растет, а потому потребление электроэнергии в регионе будет увеличиваться. По итогам 2018 года оно чуть превысило 7,7 млрд киловатт-часов, а в 2035 году, по прогнозу Минэнерго России, перевалит за 10 млрд киловатт-часов.