Сразу в двух громких судебных процессах произошли знаковые для судеб подозреваемых перемены. Российский суд проявил несвойственную ему гуманность, что заставило наблюдателей искать системные сдвиги в отечественной системе правосудия. Но скорее всего речь идет о банальном совпадении.
Сначала, 8 апреля, Мосгорсуд выпустил художественного руководителя «Гоголь-центра» Кирилла Серебренникова из-под домашнего ареста: ему, как и бывшему гендиректору «Седьмой студии» Юрию Итину, а также бывшей чиновнице Минкультуры России Софье Апфельбаум, изменили меру пресечения и отпустили под подписку о невыезде. А затем, 11 апреля, из СИЗО под домашний арест был отправлен основатель инвестиционного фонда Baring Vostok Майкл Калви.
В случае с Серебренниковым выбранная судом мера пресечения: подписка о невыезде (самая мягкая из всех предусмотренных в Уголовном кодексе РФ) — означает: у суда нет опасений, что режиссер попытается скрыться от следствия, станет оказывать на него давление или уничтожать доказательства. Это как минимум свидетельствует о положительных тенденциях в деле. Появились предположения, что процесс против режиссера и вовсе разваливается, особенно после того, как дело во всем признавшейся Нины Масляевой (бывший главный бухгалтер студии) вернули в прокуратуру — суд объяснил это решение найденными в обвинительном заключении нарушениями. Кроме того, наблюдатели отметили неожиданное внимание к судьбе заключенного режиссера со стороны телеведущего Дмитрия Киселева, который в эфире программы «Вести недели» предложил отпустить Серебренникова под залог. Сам художественный руководитель «Гоголь-центра» признался журналистам, что планирует вернуться к работе в театре, добавив: «…Ничего еще не закончилось, мы продолжим доказывать нашу невиновность в суде».
В деле Майкла Калви изменение меры пресечения связано с ходатайством Следственного комитета РФ. Ведомство обосновало свою просьбу тем, что у бизнесмена постоянное место работы и жительства, он оказывает благотворительную помощь различным фондам и имеет на иждивении трех малолетних детей. До этого за предпринимателя вступились многие крупные бизнесмены и чиновники, а руководители ведущих американских компаний заявили, что не приедут на Петербургский международный экономический форум, если дело Калви не будет закрыто.
Кроме того, еще в марте Ассоциация защиты бизнеса по поручению бизнес-омбудсмена Бориса Титова направила генпрокурору Юрию Чайке список из восьми предпринимателей, длительно содержащихся в СИЗО. В ответ на обращение генпрокурор пообещал разобраться со всеми случаями длительного содержания под стражей бизнесменов по статьям об экономических преступлениях. И возможно, мера пресечения Калви была смягчена именно благодаря этой инициативе.