В Москве за экспорт отвечает Московский экспортный центр (МЭЦ). Цель МЭЦ — увеличить количество экспортеров — малых и средних предприятий — и в два раза увеличить объем их экспорта в 2024 году. Если пытаться обобщенно охарактеризовать суть деятельности центра, то он является таким проводником-консультантом для московских компаний, желающих выйти на экспорт. Международные выставки и «золотые» аккаунты Alibaba, образование экспортеров и финансирование части экспортных расходов — об основных направлениях текущей работы МЭЦ рассказывает его директор Кирилл Ильичев.
— Я хотела бы начать с принципиального вопроса. В целом доминирующая идея, что все компании России должны стремиться на экспорт, вызывает у меня удивление. Внутренний рынок совершенно не насыщен, и известно, что на внутреннем рынке легче «застолбиться», сделать себе имя, снизить издержки, отработать технологию, а потом уже стать серьезным экспортером. Тем не менее такая концепция есть, и я хотела узнать, как вы к этому относитесь. Поскольку вам ее вменено продвигать в Москве.
— Я оптимист, но к этой идее вначале также отнесся со скепсисом. Хотя чем больше погружаюсь в работу (несмотря на все проблемы), тем больше вижу перспектив для наших компаний на международном рынке.
Первый вопрос, который у меня был: что Москва может экспортировать? Потому что если брать Россию, то мы понимаем: есть регионы, которые занимаются сельским хозяйством, есть регионы с крупными промышленными предприятиями. В Москве нужно было понять, какую продукцию мы можем предложить другим странам. В связи с этим мы начали формировать некую полку того, что мы будем экспортировать, — экспортный каталог. Там сейчас более тысячи компаний и более трех тысяч видов продукции. Это без сектора услуг. А всего у нас в горячей базе компаний, которым интересен экспорт и которые готовы им заниматься, более трех тысяч. Экспортом услуг мы занялись только с этого года, и это отдельный большой перспективный пласт.
При этом из тех компаний, которые сейчас в нашем экспортном каталоге, только не более одной десятой освоили 70 процентов российского рынка. И конечно, потенциал не исчерпан. Вместе с тем выход на экспорт очень стимулирует. У нас есть один представитель МСП — производитель конфет и леденцов из натуральных продуктов. Изначально она создавала сладости для своих детей, потом это переросло в бизнес. Эта женщина и рынок Москвы еще не до конца освоила. Однако мы дали ей возможность принять участие в пищевой выставке в Японии, так как, по оценке наших экспертов, ее продукт подходит для этого рынка. После выставки в своих социальных сетях она написала, что, возможно, у нее не будет резкого увеличения экспортных продаж, но эта выставка позволила ей познакомиться с японскими байерами, получить обратную связь от иностранцев о своем продукте. Она написала, что у нее изменилось сознание. И она точно решила, что будет покорять зарубежные рынки и сделает акцент на этом в развитии своего бизнеса. А если изначально предприниматель настраивает себя на то, чтобы работать для мирового рынка, то он совсем по-другому настраивает производство, по-другому относится к упаковке, составу, а главное — к качеству продукта. Во многих странах очень высокие требования к составу продуктов. Поэтому я полностью поддерживаю те установки на увеличение экспорта, которые мы получили в рамках национального проекта. Мы в любом случае должны выполнить поставленные перед нами задачи и добиваться установленных показателей.