Импортозамещение — это создание новых, как правило высокотехнологичных, видов продукции, высокопроизводительных рабочих мест, развитие внутреннего рынка, цепочек производств. Это не только стимулирование экономики, но, как показывает история, еще и вопрос национальной безопасности. Страна занималась импортозамещением и в петровские времена, оснащая армию и флот; и перед революцией, локализуя в стране производство железнодорожной техники; и сразу после, выстраивая энергетику, а затем, во времена индустриализации, и целые отрасли народного хозяйства; и в брежневские времена, когда создавали АвтоВАЗ.
За последние пять лет вышло много исследований и статистических данных, которые говорят о том, что новая волна импортозамещения в России идет медленно и сложно. Однако выстраивание новых экономических и производственных цепочек — это процесс не одного дня. Нельзя по указанию правительства в один миг перестроить процессы и технологии, которые формировались — или не формировались — десятилетиями. Но работа идет. Множество предприятий по всей стране день за днем разрабатывают новые продукты, услуги, выходят на новые рынки сбыта.
От импорта к экспорту
Почти четверть века реформ, с 1991 по 2014 год, включили российскую экономику в международный процесс. Страна активно экспортировала сырье, а на вырученные деньги покупала станки, оборудование, автомобили и продукты. Политические обострение 2014 года, связанное с введением санкций в отношении России, и применение контрсанкций создали понимание, что импортозамещение и ориентация компаний на экспорт — крайне необходимый, если не сказать жизненно важный, процесс.
Сейчас несырьевой экспорт и его наращивание — это отдельный пункт майских указов президента, в его поддержку включены как федеральные власти, так и региональные, как бизнес, так и институты развития. Причем часто бизнес, освоив внутренний рынок, тут же рвется на внешние. Вначале на рынки СНГ, потом идет дальше — в Европу и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Наша страна от этого сильно выигрывает.
Ориентация бизнеса на экспорт — совершенно правильное решение. Российский рынок слишком мал, компаниям не хватает масштаба. Невозможно выпускать конкурентоспособную продукцию и не экспортировать ее. За счет экспорта растет производство, сокращаются удельные затраты, перенимаются лучшие мировые технологии.
Сейчас импортозамещением и локализацией занимаются как крупные компании — ОАК, «Транснефть», «НоваТЭК» или «Газпром нефть», пытаясь локализовать производство тех или иных компонентов или технологий (самолеты, трубы и насосы, производство СПГ, технологии извлечения нефти), так и малый и средний бизнес.
Москва давно и осознанно ведет политику развитию небольших, но инновационных предприятий. Здесь есть целый спектр разнообразных мер поддержки. Это и особая экономическая зона в Зеленограде (она дает упрощенный экспортно-импортный режим), и несколько технопарков, разбросанных по всему городу, выстроенная система налоговых и имущественных льгот.
«Задача правительства Москвы — согласовывать интересы бизнеса с приоритетами развития столицы, предлагать бизнес-сообществу выгодные проекты и прозрачные механизмы сотрудничества с городом», — говорит руководитель департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы Александр Прохоров. В частности, он отмечает, что для поддержки новых инвестпроектов в промышленности город предоставляет льготы по налогу на прибыль, налогу на имущество, земельному налогу и арендной плате за землю. «Это обеспечивает снижение региональной налоговой нагрузки. Предприниматели, локализовавшие производство на территории ОЭЗ “Технополис Москва”, могут снизить региональную налоговую нагрузку почти в два раза. Для резидентов ОЭЗ действует режим свободной таможенной зоны. ОЭЗ также предлагает резидентам бесплатное технологическое присоединение», — поясняет Александр Прохоров.
Совокупный вклад
Несмотря на имеющиеся преференции, нельзя сказать, что для бизнеса в России созданы все условия. Компании, с которыми мы общались, сталкиваются с проблемой нехватки оборотного капитала. Это огромный сдерживающий фактор для российского бизнеса. Для промпредприятия производственный цикл длится от двух недель до нескольких месяцев, а финансовый цикл — от полугода до трех лет. Все это время нужно платить зарплату, аренду, налоги, для этого искать и привлекать крайне дорогие кредиты, что для небольших и средних компаний сложно.
Вторая проблема — налоговое бремя и инфляция издержек. Рост ставки НДС с 18 до 20% ощутили на себе все компании в стране, причем продукция, которую они закупают, подорожала не на два процентных пункта, а больше. Третья проблема — нехватка квалифицированных кадров, даже в таком мегаполисе, как Москва.
Наконец, вне зависимости от места регистрации бизнес подчас все еще сталкивается с забюрократизированностью процессов — начиная с налоговой и бухгалтерской отчетности и заканчивая сложными сертификациями для тендерных процедур. Все эти проблемы необходимо системно решать. Они сдерживают рост национального бизнеса и развитие экономики.
Но на фоне сложности ведения бизнеса в России преференции, которые дает Москва: в виде льготных ставок аренды, облегченного налогового и таможенного режимов, квалифицированного персонала и развитой инфраструктуры, — дают предприятиям преимущества. Поэтому бизнес в столице активно развивается — об этом говорит статистика.
«Высокотехнологичные и наукоемкие отрасли играют все более важную роль в развитии экономики города. Строительный сектор не входит в число лидеров, но демонстрирует стабильный рост поступления налогов — порядка десяти процентов в год. Отмечу также высокие темпы прироста налогов от сферы IT и связи — порядка 24 процентов к 2017 году (это порядка семи процентов в налоговых доходах). Обрабатывающие производства занимают шесть процентов в объеме налоговых поступлений и также демонстрируют положительную динамику по уплате налогов (плюс 14 процентов к 2017 году)», — отметил заместитель мэра Москвы по экономике и имущественно-земельным отношения Владимир Ефимов.
При этом, по словам вице-мэра, помимо упомянутой тройки отраслей-лидеров, четвертое место по уплате НДФЛ по итогам 2018 года занимают поступления от группы отраслей образования, здравоохранения и социальных услуг (в том числе за счет индексации заработной платы бюджетникам), а на пятом месте опять-таки сфера IT и связи.
«Положительная динамика является результатом комплекса мероприятий, планомерно проводимых правительством Москвы по поддержке московских предпринимателей, — это и налоговые льготы, и развитие инфраструктуры, информационная поддержка и так далее», — подчеркнул Владимир Ефимов.
Доказательство от противного
По итогам своего исследования журнал «Эксперт» отобрал четыре кейса реальных производств, находящихся в Москве. Эти компании занимаются импортозамещением, предлагая российскому рынку конкурентоспособные по мировым меркам товары. Две из них — небольшие промышленные предприятия, две — крупные производства.
Если говорить о небольшом бизнесе, то отобранные нами компании занимаются производством и установкой различных систем и комплексов. То есть поставляют не только оборудование, но и программное обеспечение, и компьютеры, совместимые с ним.
Первое предприятие — это компания «Профотек», два года назад была стартапом, а сейчас это уже сформировавшееся предприятие, продающее свою продукцию — оптические измерители тока — сотнями штук.
Второй кейс — предприятие «Гудвин»: компания активно внедряет технологии интернета вещей и радиотехнологии в промышленности.
Что же касается двух крупных отобранных нами компаний, то одна из них — Карачаровский механический завод, старое, известное еще с советских времен промышленное предприятие, выпускающее пассажирские лифты. Второе — французская фармкомпания «Сервье», локализовавшая производство в России.
«Все эти компании выбрали местом своей дислокации Москву. Все они производят здесь в России продукцию, ничем не уступающую импортной, а часто превосходящую ее по соотношению цена—качество. Этот бизнес активен, адаптивен, создает новые продукты, осваивает внутренний рынок и выходит на экспортное направление», — отмечает Владимир Ефимов.