Наследие Билла Клинтона

3 июня 2019, 00:00

Президент Косово Хашим Тачи согласен лишь получить территории, не отдавая ничего взамен 05-01.jpg ТАСС
Президент Косово Хашим Тачи согласен лишь получить территории, не отдавая ничего взамен
ТАСС

Власти частично признанного государства Косово провели в Косовско-Митровицком округе полицейскую операцию, более похожую на войсковую. В район, где сербы составляют около 90% из 80-тысячного населения, вторглись до зубов вооруженные силовики-албанцы на бронеавтомобилях. Формальным основанием для полномасштабного вторжения была объявлена операция по борьбе с коррупцией и контрабандой оружия. В 2004 году косовские албанцы уже устраивали погромы, которые привели к массовому отселению сербов из Косово. Местное население, помнящее, чем заканчиваются рейды вооруженных албанцев, возвело баррикады. Начались столкновения с силовиками, но силы оказались явно неравны. Было арестовано около 30 человек, в том числе сербские сотрудники полиции и таможни и два сотрудника ООН. Самым вопиющим случаем стало избиение и задержание сотрудника миссии ООН по делам временной администрации в Косове гражданина России Михаила Краснощекова. Позже россиянин был освобожден и отправлен в Военно-медицинскую академию Сербии в Белграде. Если албанцы позволяют себе так поступать с сотрудниками ООН, то можно себе представить, как они обращаются с сербским населением Косово.

Глава МИД России Сергей Лавров назвал абсолютно неприемлемым поведение косовских властей и высказал предположение, что «они явно отбились от рук, от рук тех, кто делает вид, что ими руководит». Президент Сербии Александр Вучич привел Вооруженные силы страны и МВД в состояние полной боевой готовности, намекая албанцам, что готов вмешаться и защитить сербов. Однако накануне албанского вторжения он сделал прямо противоположное заявление: «Я решил не продолжать ложь и самообман, я сказал всем, что нет нашей власти в Косово и Метохии, кроме фактической в сфере здравоохранения и образования, и мы должны прекратить обманывать нашу собственную общественность». К признанию независимости Косово сербского президента подталкивает Евроcоюз, куда нынешние власти стремятся вступить. Они уже сделали свой выбор, намереваясь обменять Косово с его сербскими жителями на членство в ЕС, а это, в свою очередь, развязывает руки косовским албанцам.

Президент Косово Хашим Тачи в ответ на приведение армии Сербии в полную боеготовность заявил, что «президент Сербии не посмеет двинуться с армией в Косово». При этом президент Косово, судя по его высказываниям, сам собирается вторгнуться в Сербию. «Присоединение Прешево, Буяноваца и Медведжи к Косово. Никакого раздела, ни обмена территориями», — написал он в своем аккаунте в фейсбуке в августе прошлого года. Бывший югославский террорист и полевой командир албанских боевиков, а ныне президент Косово, признанный США и ЕС, собирается забрать у Сербии новые территории, населенные албанцами. Сербии и Косово, в рамках урегулирования отношений, предлагали обменяться территориями — передать Сербии часть Косова с сербским населением, а Косово отдать Прешево, Буяноваца и Медведжи вместе с местными албанцами. Заявление Хашима Тачи означает, что он согласен лишь получить территории, не отдавая ничего взамен. Как показывает практика, идти на уступки террористам нельзя: за этим последуют только новые жертвы и новые требования. Но Хашиму Тачи повезло: за его спиной двадцать лет назад волею случая оказалась самая мощная в мире военная группировка. Для американского президента Билла Клинтона участие в югославском гражданском конфликте стало удобным способом отвлечь Конгресс США от своих похождений с Моникой Левински и избежать импичмента.

Нерешительность сербов также легко понять: двадцать лет назад они оказались один на один с армиями стран НАТО. Упорство Белграда ни чему не привело: были потеряны огромные территории, руководителей государства объявили военными преступниками, и они умерли в западных тюрьмах. Возможное новое военное противостояние наверняка закончится для сербов не менее печально.