Засилье Украины в нашем информационном пространстве трудно объяснить рациональными причинами. Это всё менее дееспособное и всё монотоннее нас ненавидящее государство почти не порождает, по слабости своей, новостей, интересных хоть кому-то за его пределами, но ни нашему официозу, ни оппозиционным лидерам общественного мнения это почему-то не мешает судачить о юго-западном соседе без умолку. Люди всё чаще говорили и писали, что больше не могут слышать, (смотреть, читать) об украинских делах, но осуждали при этом до недавнего времени лишь одну сторону — официоз: вместо того, мол, чтобы обсуждать острейшие отечественные проблемы, — и т. п. Но, похоже, пройдена важная веха: мне стали попадаться жалобы на преизбыток украинской темы и в репертуаре оппозиционных ЛОМов. Обсуждений нового президента Зеленского — как самого по себе, так и в качестве архетипического анти-Путина — становится многовато уже и для горячих любителей.
Мудрёного тут ничего нет. Новизна свежеизбранного соседями президента неоспорима, но, как бы это сказать поаккуратнее, узковата. Что лучше быть молодым щенком, чем старой райской птицей, известно давно. Но слишком нажимать на этот пункт глупо — и не только потому, что это неинформативно, а ещё и потому, что щенком быть безусловно лучше — с точки зрения щенка, а не третьих лиц. Как бы там ни было, только этим — сравнительной молодостью и невовлечённостью в осточертевший «политикум» — новизна г-на Зеленского и исчерпывается. Во всём остальном он старательная копия своих предшественников, что видно и в большом и в малом. Малое время от времени отмечают: вот только что Зеленский съездил на Донбасс пообщаться с военными, и я сразу в нескольких местах увидел констатацию: съездил точь-в-точь как ездил Порошенко, разве что камуфляжа не надел. Большое, мне кажется, отмечают реже, но суть-то именно в нём.
Дело в том, что у соседей раз за разом повторяется ситуация, через которую мы здесь прошли ровно один раз, тридцать лет назад: ситуация, если угодно, начала большой — да что там, великой! — революции. Всё осточертело, всё прогнило, больше так жить нельзя, «партия, дай порулить!», и мы сразу заживём, как на блаженном Западе, — и вдруг, сверх всякого ожидания, партия действительно даёт порулить. Ну, что сейчас будет!.. Так вот, у нас это произошло однажды, на Украине исправно происходит каждые несколько лет, когда с майданом, когда и без него. Сначала Кучма, дай порулить!, потом Ющенко, дай порулить!, потом Янукович, дай порулить! (или тут уместнее дай покерувати?), а теперь вот тремя четвертями голосов попросили о том же и Порошенко. И опять, в очередной раз, порулить — дали. «Ух, что щас будет!» Да что уж такое будет-то? Будет точно то же самое, что было и во все прошлые разы. Будет обещание всеобъемлющих радикальных перемен к лучшему — и льющаяся через край гордость за сам факт этих обещаний. Будет неизменный «европейский выбор» и «борьба с коррупцией», начинаемая каждый раз с одного и того же места и тут же осторожно заканчиваемая. Великая революция и сама-то по себе пряник адски сомнительный, но великая революция, вечно стартующая, вечно порождающая всё новые волны всестороннего ослабления государства и общего озлобления, но по сути ничего никогда не меняющая, — это уж, воля ваша, совсем кисло.