«Итальянцы нам ближе, чем французы. Брать будем Fiat», — сказал еще в 1966 году генсек Леонид Брежнев, который этой фразой поставил точку в споре о выборе партнера для строительства ведущего автомобильного предприятия страны в городе Тольятти, получившем позже это название в честь итальянского политического деятеля — главы Коммунистической партии Италии Пальмиро Тольятти. Историки вспоминают, что руководство Министерства автомобильной промышленности СССР настаивало на подписании контракта с французской компанией Renault, так как ее автомобиль Renault 16 продемонстрировал наиболее высокие показатели в ходе предварительных испытаний. Однако все же партнером в строительстве нового промышленного гиганта была выбрана итальянская корпорация Fiat, а модель Fiat 124 стала прототипом знаменитой «копейки» — «народного» советского автомобиля ВАЗ-2101.
Случай с АвтоВАЗом — один из примеров того, насколько значимый исторический фундамент имеет сотрудничество итальянского и российского бизнеса, которое вплоть до введения санкций имело внушительные обороты. По данным Ассоциации итальянского бизнеса в России Confindustria Russia, до 2014 года ежегодный товарооборот между Россией и Италией достигал порядка 40 млрд евро, а после введения санкций он рухнул почти наполовину, до 21 млрд евро. «По нашим подсчетам, ежедневно от санкционного режима в отношении России итальянский бизнес теряет семь миллионов евро, и в общей сложности за последние пять лет итальянская экономика от российских санкционных ограничений потеряла 300 тысяч рабочих мест», — с сожалением констатирует Эрнесто Ферленги, президент Confindustria Russia.
Вновь на разгон
Представители международной консалтинговой компании KPMG вспоминают, что вплоть до конца 2014 года итальянские компании активно заключали сделки по приобретению долей в российских предприятиях, но после вступления в силу антироссийских санкций работа над ними была приостановлена. «Фактически антироссийские санкции ударили по итальянским компаниям по двум фронтам, — говорит Мария Маякина, руководитель группы по работе с итальянскими компаниями KPMG в России и СНГ. — С одной стороны, после введения санкций в 2014 году большинство инвесторов заняли выжидательную позицию, с другой — итальянские производители, продукция которых не подпадала под санкции, оказались в ситуации, когда товары, которые они экспортировали в Россию, стали неконкурентоспособными в силу существенно подорожавшего евро и снижения покупательской способности российского населения. А уменьшение выручки на российском рынке в валютном исчислении ухудшило финансовые показатели итальянских компаний».
По мнению представителей KPMG, в течение 2015–2016 годов большинство итальянских инвесторов занимали выжидательную позицию. «Итальянские компании, для которых до санкций мы провели несколько предынвестиционных исследований, отложили до лучших времен планы выхода на российский рынок через приобретение доли в действующих предприятиях и вместо этого осторожно открыли небольшие представительства», — рассказывает Мария Маякина.
Однако в 2017–2018 годах выжидательная позиция итальянских компаний сменилась на более активную: показатели итальянского импорта вновь пошли вверх. По данным агентства ООН по техническому сотрудничеству ITC, в 2017 и в 2018 годах годовой объем итальянского экспорта в Россию достиг 8,9 млрд долларов, это на 22% больше, чем в 2016-м. Впрочем, эти показатели все еще далеки до рекордного 2013 года, когда объемы поставок итальянских товаров в РФ достигли 14,3 млрд долларов (см. график 1).
Согласно статистике, наиболее значимые сейчас для России итальянские товары — мебель, обувь и одежда. Неплохие показатели также у нагревательного оборудования, машин и механизмов. Что же касается динамики, то ведущие статьи экспорта из Италии в последнее время сокращаются, а вместо мебели, обуви, одежды заметный прирост показывают поставки более технологичной продукции — нагревательного оборудования, медикаментов, запчасти для тракторов и автобусов. Так, по оценкам ITC, ежегодное сокращение поставок, например, мебели и обуви составило 6 и 4% соответственно, а экспорт нагревательного оборудования и запчастей для коммерческой техники растет на 8 и 3% в год. «В развитии продаж таких потребительских товаров, как мебель, одежда и обувь, определяющими факторами являются падение курса рубля по отношению к евро и общее снижение доходов населения, — комментирует Владимир Дрязгов, генеральный директор компании “Теонис”, занимающейся поставками ряда итальянских изделий в Россию. — Такие итальянские товары постепенно становятся недоступными для среднего класса, переходят в ранг статусного потребления. Зато растет спрос на более технологичную итальянскую продукцию, а также промышленное оборудование».
Сделано с Италией
В последние годы итальянские компании развиваются в России в самых разных отраслях. Например, в финансовой сфере заметна деятельность итальянского банка Intesa Sanpaolo, который финансирует в России много проектов, в том числе является соинвестором строительства газопровода «Северный поток — 2», а в 2016 году именно этот банк предоставил внушительный кредит — более 5,2 млрд евро — участникам международного консорциума Glencore и QIA на покупку 19,5% акций «Роснефти». В нефтегазовой отрасли заметным игроком в России является итальянская компания Eni, у которой, по некоторым оценкам, до 30% добываемой компанией природного газа приходится на Россию.
В сфере газопереработки и нефтехимии ряд крупных совместных проектов (например, завод по производству аммиака) реализует в России крупная итальянская промышленная компания Maire Tecnimont Group. А другой известный итальянский производитель промышленного оборудования — Saipem — в конце прошлого года подписал крупный контракт на 2,2 млрд евро на проектирование и строительство завода по сжижению природного газа в Ямало-Ненецком автономном округе.
В области выпуска автомобильных компонентов активно работает в России ведущий итальянский производитель шин Pirelli, который имеет в РФ два завода и в последние годы в общей сложности осуществил инвестиции в нашу страну на 400 млн евро. Традиционно активен итальянский бизнес и в сфере фармацевтики — речь идет, например, о крупной итальянской компании Italfarmaco, а также о Menarini Group, которые успешно производят в России медицинские препараты. Заметно присутствие итальянцев и в российской пищевой промышленности: компания Barilla, например, выпускает в России свои известные макароны, а кондитерский гигант Ferrero — конфеты Raffaello, пасту Nutella и прочие сладости.
Всего, по подсчетам Confindustria Russia, в России сейчас работает порядка 400 итальянских компаний. И многие из них в последнее время стремятся создавать на территории РФ совместные предприятия или открывать собственные производственные мощности. «После введения европейских санкций и российских контрсанкций основным трендом развития среднего итальянского бизнеса в России стало именно создание совместных предприятий и локализация, — отмечает Юлия Уракчеева, партнер римского коммуникационного агентства Sova Communications. — На каждом двустороннем бизнес-форуме представители российских властей и бизнеса акцентируют внимание на том, что Россия заинтересована не в made in Italy, а в made with Italy, то есть в совместных предприятиях, в технологиях, оборудовании для локализации производства».
Новая волна создания итальянских производств в России становится все ощутимее. Например, в текущем году состоялось подписание соглашения между итальянской компанией Tenaris и «Северсталью» о создании в Сургуте совместного предприятия по выпуску труб для нефтяной промышленности. Инвестиции в предприятие оцениваются в 240 млн долларов, ожидается, что оно будет построено в течение ближайших двух лет, а его мощность составит 300 тыс. тонн продукции в год.
Итальянская группа компаний Zoppas Industries, в свою очередь, недавно открыла совместный завод нагревательных элементов во Владимирской области — предприятие создано на реконструированных производственных площадях Ставровского завода автотракторного оборудования, общие инвестиции в него составили порядка около 10 млн евро. А компания Fondital в конце прошлого года завершила в Липецкой области строительство завода, где будут производиться настенные котлы и литые алюминиевые радиаторы. Инвестиции в предприятие к настоящему времени достигли 20 млн евро, при этом в следующем году Fondital планирует запустить в эксплуатацию литейный цех, вложения в этот проект составят еще 10 млн евро. На липецком предприятии Fondital планирует производить 30 тыс. настенных котлов и три миллиона алюминиевых литых секций радиаторов в год.
От фармацевтики до ресторанов
Наблюдатели убеждены, что в ближайшее время в России, скорее всего, будет появляться еще больше итальянских компаний. Например, большие перспективы у итальянского бизнеса в области российской фармацевтической промышленности. «В последнее время мы получаем много заявок от итальянских компаний на приобретение российских фармацевтических активов, — говорит Александр Лобаков, управляющий партнер инвестиционной компании Novus Capital. — По нашим данным, уже сейчас итальянские компании занимают незначительную долю на российском фармацевтическом рынке (около 3,3 процента в 2018 году в денежном выражении) и продают продукции приблизительно на 31 миллиард рублей. Итальянские компании никогда не отворачивались от нашего рынка, в последние годы они смотрят на него более активно. В фармацевтической сфере здесь наиболее перспективны такие компании, как Menarini, которая представлена в России через дочернее предприятие Berlin-Chemie и которая открыла в России собственный завод в 2014 году. Можно также отметить деятельность компаний Zambon, Chiesi, Angelini, Alfa Sigma, Recordati — последняя в 2012 году приобрела в России портфель из пяти препаратов, основной из которых — витаминно-минеральный комплекс “Алфавит”. За последнее время также сильно выросли компании Kedrion и Dompe — в частности, Kedrion недавно заявила о планах создания совместного предприятия с “Ростехом” и “Фармстандартом”».
Приходит итальянский капитал и в девелоперский бизнес. «Итальянский девелоперский холдинг Domina в ближайшее время планирует расширять свою деятельность в России, — рассказывает Владимир Маслов, генеральный директор группы компаний Albergo, представляющей Domina Group в России. — В свое время мы открыли отели в Петербурге и Новосибирске, а скоро стартуем с проектом в Калининграде. Мы также приобрели участки под строительство новых объектов в Липецке, Томске и Тюмени».
Развиваются итальянцы и в области производства строительных и отделочных материалов. «Интересный пример успешного развития итальянского бизнеса в России — широкоформатная керамика, — отмечает Владимир Дрязгов из компании “Теонис”. — Эта продукция успешно конкурирует с натуральным и искусственным камнем, опережая его по целому комплексу потребительских свойств: удобству эксплуатации, внешнему виду, цене. В России уже есть крупный итальянский завод Arhskin, при этом другие бренды итальянской широкоформатной керамики, такие как Italstone, Lapitec, также успешно развивают продажи на российском рынке».
Активность наблюдается и со стороны итальянских модных брендов. «На российский рынок выходят новые итальянские марки из фешн-индустрии, например YNot?, Nikoli, Barbarina, — говорит Максим Барашев, управляющий партер компании BBNP LLC. — Кроме того, мы уже успешно работаем с Canali и Damiani, которые уже давно на российском рынке. Думаю, средний ценовой сегмент промышленных товаров, химии, недорогих брендов одежды и кожгалантереи будут выходить на российский рынок и развиваться. А если будут приняты в отношении итальянского бизнеса особые преференции, то его будет намного больше. Например, сейчас уже довольно низкие пошлины на импорт обуви — от 0,28 евроцента за пару. Приемлемые для бизнеса пошлины на парфюмерию, косметику, фармацевтическую, химическую продукцию, отделочные материалы, электрооборудование и топливные котлы. Учитывая, что Италия активно производит эти товары, безусловно, их экспорт в РФ выгоден».
Наконец, перспективно развитие итальянских компаний и в сфере услуг питания. «Как правило, аутентичные итальянские рестораны в любом региональном центре России оказываются успешными, несмотря на санкционные проблемы с ингредиентами, — говорит Юлия Уракчеева из компании Sova Communications. — Это бизнес, в который владельцы вкладывают душу и ради которого даже, бывает, переезжают. Один из таких примеров — итальянский ресторанный бизнес Si Group в Ростове-на-Дону, за десять лет выросший из одного кафе на тихой улочке до сети модных ресторанов с кулинарной школой. Просто руководитель этого итальянского предприятия Джорджо Мацца, сначала вместе с отцом продававший в Россию оборудование для общепита, решил остаться и попробовать вкусно готовить еду для российских клиентов. А это то, что итальянцы умеют делать очень хорошо».
Региональная экспансия
С географической точки зрения итальянский бизнес, скорее всего, все больше будет развиваться в российских регионах. «Не стоит забывать, что Италия — это страна малого и среднего бизнеса, и именно это, на мой взгляд, является определяющим фактором, который следует учитывать, когда мы говорим о развитии итальянского бизнеса в России, — подчеркивает Мария Маякина из KPMG. — Доля малых и средних предприятий в ВВП Италии — более 80 процентов, для сравнения: в Германии и Франции — 60 процентов, в России — 20 процентов. Поэтому небольшим компаниям из Италии, в частности, удобнее и привычнее работать в региональных кластерах, например в Липецком, Калужском, где уже есть примеры успешного развития таких итальянских компаний».
«Один из ключевых трендов в итальянском бизнесе на российском рынке — смещение итальянских игроков из столицы в регионы из-за высокой конкуренции, — соглашается Александра Овчинникова, аналитик инвестиционной компании “Фридом Финанс”. — Привлекательным регионом для инвестиций, например, является Липецкая область, это объясняется наличием особой экономической зоны промышленно-производственного типа. Кроме того, итальянские предприниматели сейчас заинтересованы в инвестициях в Смоленскую и Воронежскую области. Смоленская область — стратегическая точка, связывающая Европу с Россией, она обладает большим инвестиционным потенциалом. В свою очередь, в Воронежской области созданы территории опережающего социально-экономического развития».
При этом для более успешного развития итальянского бизнеса в России ему нужна достоверная информация. «Большинство итальянских предприятий считали и продолжают считать российский рынок стратегически важным для себя. Но при этом опыт объективной оценки возможностей и рисков выхода на него, особенно у малых и средних фирм, зачастую отсутствует, — подчеркивает Мария Маякина. — К сожалению, из-за поверхностных исследований и непонимания локальной специфики итальянская сторона может принимать непроработанные решения. И в этом плане очень важно доносить в широкие итальянские предпринимательские массы необходимую информацию о потенциале российского рынка и о реальных путях выхода на него».