Непривычная жара для Санкт-Петербурга, привычные пробки и традиционное обилие туристов, приехавших на белые ночи. Петербургский международный экономический форум, пожалуй, главная медийная и политическая площадка в стране, где чиновники и предприниматели всех уровней обсуждают условия ведения бизнеса и главные тренды в нашей экономике.
Обычно именно здесь представители экономического блока правительства, ЦБ и крупных банков делятся новыми идеями и решениями, вступают в очные и заочные дискуссии. Но в этом году на площадке никакой полемики практически не было. Ньюсмейкеры предпочитали оставаться в тени и ожидали основного события форума — выступления Владимира Путина.
Еще один явный тренд ПМЭФ последних лет — концентрация на внутренней повестке дня. Страна переживает не лучшие времена, хотя санкционная риторика осталась позади: само слово «санкции» все реже звучит в кулуарах и выступлениях. Окончательно сформировалось понимание, что России нужно развиваться самой, опираясь лишь на свои силы и ресурсы. Иностранные инвестиции, трансфер технологий — все это отошло на второй план. Форум ясно показал: в правительстве и бизнесе есть ясная позиция, что едва ли не единственный способ развить национальную экономику, придать ей импульс — это нацпроекты, заложенные в майских указах президента.
Однако нацпроекты рассчитаны на короткий срок — пять лет реализации, и это, скорее, тактические вопросы развития страны, а не стратегические. Говоря же о стратегии, Владимир Путин сделал ставку на инновации, которые должны разработать и внедрить крупнейшие российские государственные компании. Именно они призваны стать долгосрочными драйверами развития страны.
Отдали контроль
Одно из самых ярких выступлений на ПМЭФ — сессия главы «Роснефти» Игоря Сечина. Традиционно на пленарных заседаниях руководителя одной из крупнейших нефтяных компании мира творится аншлаг, и Сечин в очередной раз полностью оправдал ожидания аудитории. Он детально говорил о санкциях, нефти, много и колко шутил. Успокоил всех по поводу заката эры углеводородов и традиционных способов их добычи (еще нескоро) и революции электрокаров (сбрасывайте акции Tesla и зарабатывайте), рассказал о новых налоговых режимах и экологии. Однако именно критика Вашингтона в итоге стала основной темой — и не только в плане энергетики. «Главный возмутитель спокойствия — это политика нынешней администрации США. Ее действия направлены на переформатирование мирового экономического и политического пространства, на слом формировавшихся десятилетиями взаимосвязей и устранение правил конкуренции. Думаю, это связано с осознанием принципиального ослабления роли и возможностей Соединенных Штатов в мировой экономике и политике, — заявил глава “Роснефти”. — Результатом нескольких санкционных итераций стала передача администрации США фактического контроля над компанией (“Русал”. — “Эксперт”), и, следовательно, алюминиевой промышленностью Российской Федерации. А с учетом крупного пакета в “Норникеле” — еще и в никелевой, медной, платиновой, палладиевой».