Мировой рынок спутниковой связи стоит на пороге грандиозных перемен. Уже к середине следующего десятилетия его емкость вырастет почти в полтора раза и превысит 340 млрд долларов. Едва ли не половину этого пирога надеются отхватить новые компании из США и Великобритании. Их проекты — Starlink и OneWeb — предполагают запуск на низкую околоземную орбиту (300–2000 км) несколько тысяч телекоммуникационных спутников, благодаря которым космический интернет должен появиться чуть не в каждом доме, включая африканские хижины и индейские вигвамы. Только развертывание этих группировок вместе с наземной инфраструктурой потребует не менее двух десятков миллиардов долларов инвестиций. Впрочем, коммерческий эффект от этих вложений сейчас не берется предсказать никто. Во-первых, потому, что спутниковый интернет будет прямо конкурировать с более дешевой сотовой связью 5G. Причем в последнем случае операторы обещают добиться поистине фантастической скорости передачи данных — до 10 гигабайт в секунду на смартфоне против 20–100 мегабайт в секунду со спутника. А во-вторых, из-за масштабного противодействия начинаниям Starlink и OneWeb со стороны нескольких десятков телекоммуникационных компаний, эксплуатирующих спутники на геостационарной орбите (около 36 тыс. км). Эти операторы открыто говорят, что мириады низкоорбитальных космических систем неизбежно будут создавать им помехи. А регуляторы США и ЕС эти опасения склонны разделять.
Будет ли в этом противостоянии участвовать Россия и если будет, то как именно? У нас прорабатываются варианты создания сразу нескольких спутниковых группировок как на низкой околоземной орбите, так и на геостационарной и даже на высокоэллиптической (порядка 40–50 тыс. км). И уже сейчас ясно, что «Роскосмосу» необходимо будет их как-то совместить.
О том, в какой нише наша страна может эффективно конкурировать с глобальными спутниковыми компаниями вроде Starlink и OneWeb, где нам необходимо сотрудничать и в чем преимущество российского проекта орбитальной группировки на высоком эллипсе, в интервью «Эксперту» рассказал генеральный директор Nebo Global Communications («Небо ГК») Вячеслав Камнев.
— Три года назад вы покинули «Газпром-медиа» и решили сосредоточиться на развитии оператора спутниковой связи «Небо ГК». Эта компания уже в ближайшем будущем намерена использовать группировку из четырех спутников «Экспресс-РВ» на высокоэллиптической орбите (ВЭО) для оказания услуг связи на транспорте — в самолетах, поездах, автомобилях. Как родилась эта идея? И почему ставка делается именно на высокий эллипс?