В России вводятся продуктовые карточки. Кредитные

10 июня 2019, 00:00

Крупнейшие ритейлеры на фоне падения потребительских расходов задумались о поддержании прибыли — хотя бы в долг.

В рассрочку теперь можно купить и еду 08-02.jpg ТАСС
В рассрочку теперь можно купить и еду
ТАСС

X5 Retail Group и БКС-банк заявили о выпуске цифровой карты рассрочки. С ее помощью в супермаркетах «Перекресток» покупатели смогут, как сообщается на сайте ритейлера, «совершать покупки в кредит с льготным периодом». Виртуальная по своему типу карта оформляется «за несколько минут», требуется только паспорт.

Инициатива была обнародована на ПМЭФ-2019. Она освещается в СМИ как «продажа продуктов в долг», или в рассрочку, но, видимо, речь все-таки идет об обычной кредитной карте с льготным беспроцентным периодом. В течение его срока товары действительно можно считать купленными «в долг». При этом главный финансовый директор Х5 Светлана Демяшкевич заявила, что карта рассрочки задумана как «рациональная альтернатива кредитным картам для покупателей с высоким кредитным рейтингом». Как пишет газета «Ведомости», ей задали вопрос: зачем покупателям с высоким кредитным рейтингом брать продукты в долг? «Представитель X5 ответила, — сообщает газета, — что при снижении реальных доходов населения это предложение облегчает доступ к деньгам и позволяет поддержать спрос на повседневные товары». В общем, а кому сейчас легко?

«Ведомости» отмечают также наличие схожей карты рассрочки у группы «Дикси». Но ее принимают и в любых магазинах помимо этой сети.

Совместный продукт банка и ритейлера может иметь высокие конкурентные преимущества из-за популярности торговых сетей Х5 Retail Group и универсальности предложений банка БКС, соглашается исполнительный директор «Голдман групп» Дмитрий Гелемурзин. Преимуществом продукта станет и доступность оформления карты рассрочки.

«Перекресток» — довольно яркий представитель современной технологичной торговой сети, он сотрудничает с кешбек-сервисами, принимает участие в банковских продуктах — такова, например, карта рассрочки Qiwi-банка «Совесть». Однако выдавать свои карты рассрочки X5 будет впервые, напоминает эксперт. И предупреждает: перед компанией сразу несколько вызовов — контроль платежеспособности заемщиков, защита от мошенничества, конкурентоспособность этого продукта в условиях, когда практически у каждого есть кредитная карта или карта рассрочки.

Если разбираться, кому это выгодно, то на первом месте будет банк, на втором — ритейлер, объясняет директор департамента стратегического маркетинга НАО «Евроэксперт» Евгения Шалихманова. А потребитель может получить только косвенные преимущества. То есть некорректно считать это инициативой «Перекрестка», выпуск такой карты — инициатива банка, уверена она.

Банк, выпуская такую карту, расширяет клиентскую базу, получая возможность предлагать клиентам и другие банковские продукты, тем более что у банка появляется и определенная информация о потребительском поведении клиентов. Ритейлер действительно может рассчитывать на некоторый рост оборота, хотя конкретно для «Перекрестка» этот эффект будет минимален — его клиенты платежеспособны и не экономят на еде. Гораздо большего прироста продаж можно было бы добиться в дискаунтерах, однако качество долга там будет, безусловно, намного ниже.

Для потребителя такая карта может стать инструментом расширения общего кредитного лимита — лимит имеющихся кредитных карт можно будет не расходовать на продукты питания, а использовать для других целей, объясняет Евгения Шалихманова. Для тех же, кто пока не имеет опыта использования кредитных карт, карта X5 может оказаться мягким способом познакомиться с таким форматом, наработать определенную платежную дисциплину, почувствовать, как меняется стоимость заимствованных денег в зависимости от длительности их использования.