Лариса Морозова — один из самых известных частных инвесторов нашего фондового рынка. Она сыграла большую роль в популяризации «дивидендного трейдинга», регулярно участвует в конференциях и форумах, которые проводит Московская биржа в разных городах России, ведет вебинары в Школе Московской биржи. Несмотря на то что «в рынок» г-ж Морозова входила, не имея соответствующего опыта, ей удается более десяти лет получать хорошую доходность портфеля.
«Эксперт» подробно поговорил с Ларисой Викторовной о ее пути и о ее методике выбора дивидендных акций. Тем более что отправной точкой для инвестиций когда-то стал очередной выпуск «Эксперт-400».
— Вы начали инвестировать в акции в 2008 году, когда рынок падал. Как вам пришла такая идея?
— Вот с этого все началось. (Показывает журнал «Эксперт».) С информацией было довольно сложно, и все, кто хотел иметь экономическую информацию, подписывались на журналы. Я же работала финансовым директором, и мне было положено всегда быть в курсе экономической и финансовой информации.
Дохожу до раздела, где упоминается 400 самых прибыльных предприятий, и мне, конечно же, становится интересно. Из таблицы сразу видно, у кого какая прибыль. Обвожу компании, например «ТНК–BP холдинг» (позднее у меня появились их акции в портфеле, и с них я получала дивиденды). Отмечаю тех, у кого хорошие темпы роста, прибыль и дивиденды.
Картина рисуется красивая: многие компании мало того что прибыльны, так еще и прирост выручки у них значительный, и дивиденды платят. Надо воспользоваться случаем. Начинаю задумываться о том, как бы мне купить акции, чтобы получать дивиденды, но, конечно, страшно идти на биржу.
— Почему страшно?
— Потому что из всех источников информации тогда шел постоянный вал негатива, что финансовый кризис и все совсем плохо. И у нас в компании начинали придерживать платежи, так как с банками возникали определенные проблемы. В таких условиях как-то страшновато деньги нести, тем более на биржу. А вдруг все рухнет, вдруг не восстановится, а я неопытный в этих вопросах человек.
Я позвонила напрямую в «Газпром» насчет покупки их акций, они меня, конечно, послали на биржу. Стало понятно, что нужно искать брокера с максимально возможной надежностью.
На работу я ходила мимо Сбербанка. Иду на работу утром и думаю: если Сбербанк рухнет, то только в случае атомной войны. Выбор брокера был сделан в этот момент. На раздумья и анализ ушло около месяца.