В конце минувшей недели на Петербургском тракторном заводе, который входит в объединение «Кировский завод», было запущено производство нового поколения тракторов серии К-7. Модернизированный «Кировец» получил обновленный силовой агрегат, дизайн, повышающий комфорт и обзорность, улучшенную шумоизоляцию кабины и ряд других усовершенствований.
Надо сказать, что это одна из редких положительных новостей из этого сектора машиностроительной отрасли за последнее время.
Докатились до кризиса
В начале июля АвтоВАЗ на два дня остановил производство автомобилей на обеих своих площадках — в Тольятти и Ижевске. Причина, как утверждают в автоконцерне, — срыве поставок автокомпонентов нижегородской ГК «Автокомпонент». В свою очередь, прекращение отгрузки произошло из-за того, что стороны не смогли с октября прошлого года договориться о цене на комплектующие. Как заявляли в «Автокомпоненте», «существующий уровень цен не позволяет покрывать расходы, связанные с производством комплектующих и их поставкой на конвейер АвтоВАЗа». В итоге поставки все-таки были возобновлены, причем, как сообщил АвтоВАЗ, на прежних условиях, без изменения цены на комплектующие. При этом президент компании Ив Каракатзанис в беседе с журналистами отметил, что АвтоВАЗ готов обсуждать условия сотрудничества с этим поставщиком.
Для «Автокомпонента» АвтоВАЗ — самый крупный потребитель: в его адрес отгружается более половины произведенной продукции. Это, очевидно, позволяет автоконцерну иметь более выгодную переговорную позицию и диктовать свои условия поставщику. Так, по словам губернатора Самарской области Дмитрия Азарова, «в контрактах о поставке комплектующих на ВАЗ четко указано: даже если стороны не договорились об изменении цены, — а изменение фиксируется соглашением двух сторон, — в контрактах написано (по моей информации), что отгрузка продолжается, это обязанность поставщика». Возможно, именно этот пункт и стал причиной того, что поставки были возобновлены. Однако проблемы у производителя комплектующих, поскольку изменения цены не произошло, остаются. Впрочем, и АвтоВАЗ можно понять: в условиях падающего рынка он пытается выжать максимум из своих поставщиков, чтобы самому оставаться на плаву.
А рынок автомобилей падает, и падает серьезно. Это отражается в материалах всех крупные агентств, анализирующих его состояние.
По данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи новых легковых автомобилей и легких коммерческих машин (LCV) упали в мае на 6,7% относительно мая прошлого года, а в июне — на 3,3%. Всего же по итогам шести месяцев снижение составило 2,4%.