Право-левая Греция

15 июля 2019, 00:00

ТАСС
По иронии судьбы Константинос Мицотакис, отец нового премьер-министра Греции Кириакоса Мицотакиса (на фото), занимавший должность премьер-министра Греции с 1990 по 1993 год, вынужден был уйти в отставку из-за недовольства греков появлением югославской «Македонии»

В Греции прошли досрочные парламентские выборы, в результате которых сменилось правительство страны. Правящая с 2015 года партия премьер-министра Греции Алексиса Ципраса СИРИЗА (коалиция радикальных левых) получила 31,53% голосов избирателей. Первое место на выборах заняла правая партия «Новая демократия», получив 39,85% голосов и право на формирование правительства. Лидер «Новой демократии» Кириакос Мицотакис стал новым премьер-министром. В парламент также вошли левоцентристское «Движение перемен» (8,1%), Коммунистическая партия (5,3%), ультраправая «Греческое решение» (3,7%), левая партия МЕРА25 («Европейский реалистический фронт неповиновения») — чуть больше 3%. Партия «Золотая заря», пропагандирующая нетерпимость к мигрантам и использующая символику, похожую на немецко-фашистскую (на парламентских выборах 2015 года она набрала 6,28% голосов) трехпроцентный барьер не преодолела. Совокупно все левые партии, прошедшие в парламент, получили более 48% голосов, а две правые партии — менее 44%.

Однако говорить о резком правом повороте в греческой политике не приходится: партия Ципраса СИРИЗА не была радикально левой. Алексис Ципрас стал премьером в январе 2015 года, в разгар греческого финансового кризиса, когда встал вопрос о выходе Греции из еврозоны. Несмотря на программные заявления своей партии, он был сторонником получения финансовой помощи от Евросоюза, МВФ и ЕЦБ, чтобы сохранить страну в еврозоне. «Бунт Ципраса» против условий предоставления финансовой помощи, выдвинутых этими организациями, был не более чем попыткой поторговаться. В июле 2015 года в Греции прошел общенациональный референдум, на котором 61% граждан высказались против фискальных мер, предложенных ЕС, МВФ и ЕЦБ. Однако Ципрас пошел на раскол в собственной партии и проведение досрочных парламентских выборов в сентябре 2015 года, чтобы продавить соглашение с «империалистическими акулами». Нельзя сказать, что он не пытался раздобыть побольше денег для греков из других источников, напротив, порой он выдумывал для этого самые экзотические способы. Так, парламент Греции принял резолюцию о требовании репараций от ФРГ. Греки подсчитали убытки не только за Вторую мировую, но и за Первую мировую войну. Сумму ущерба греческая парламентская экспертная комиссия оценила в 270 млрд евро. Не будь экономика современного Ирана в столь плачевном состоянии, возможно, греческие парламентарии выставили бы счет и Тегерану за греко-персидские войны.

Одной из причин падения популярности Алексиса Ципраса, как ни странно, стало его согласие на то, чтобы назвать одну из бывших частей Югославии «Республика Северная Македония». Ранее она и вовсе называлась «Республика Македония», что выводило из себя греков, гордящихся собственной провинцией под аналогичным названием. Из-за спора за название мстительные греки перекрыли Республике Македония пути в ЕС и НАТО. В итоге компромиссный вариант «Республика Северная Македония» утвердил греческий парламент.

Российско-греческие отношения от смены власти в Афинах только выиграют. Несмотря на многочисленные визиты Алексиса Ципраса в начале его премьерства в Россию, сегодня отношения Москвы и Афин в явном кризисе. Год назад Греция выслала двух российских дипломатов и еще двум запретила въезд в страну. «Все государства должны уважать международное право, а также греческое правительство и греческое государство. Греция не потерпит поведения, нарушающего международное право», — сделал беспрецедентно жесткое заявление пресс-секретарь греческого правительства Димитрис Цанакопулос. А в августе прошлого года Греция начала массово отказывать в получении виз русским православным священникам, желающим посетить Афон.