Чемодан без ручки в добрые руки

26 августа 2019, 00:00

Читайте Monocle.ru в

Российская горно-металлургическая компания «Евраз», владеющая металлургическими и добычными активами в нескольких странах, продает свое американское подразделение Stratcor американской U. S. Vanadium LLC. Сумма сделки не называется, но, по мнению источников в отрасли, она будет чисто символической, менее миллиона долларов. Выглядит все так, как будто «Евраз» хочет просто избавиться от обременительной ноши, в какой-то момент превратившейся из актива в обузу.

Россия - второй крупнейший производитель ванадия в мире 04-05.jpg
Россия - второй крупнейший производитель ванадия в мире

Напомним, что Stratcor специализируется на производстве ванадиевой продукции, а именно оксида ванадия. Предприятие расположено в Хот-Спрингс (штат Арканзас). Его производственная мощность достигает 5,4 тыс. тонн ванадиевой продукции в год. Что, впрочем, по меркам ванадиевой отрасли не столь уж ничтожная величина: по оценкам Геологической службы США (USGS), общий объем мирового производства ванадия в 2018 году составил 73 тыс. тонн.

Ванадий применяется для производства сплавов с титаном, используемых в авиации и космической отрасли (порядка четырех процентов всего потребления), в качестве катализаторов в нефтехимической отрасли (около трех процентов), в аккумуляторных батареях (примерно один процент). Но главное применение в настоящее время он находит в черной металлургии. Менее килограмма ванадия, добавленные в тонну стали, увеличивают ее прочность более чем вдвое. Поэтому ванадий используется для выпуска сталей высокой прочности, инструментальных и легированных.

«Евраз» приобрел Stratcor в 2006 году за 110 млн долларов. В компании тогда отмечали, что покупка Stratcor позволит восполнить недостаток собственных ванадиевых мощностей (ванадиевый завод в Туле был приобретен только в 2009 году) и будет способствовать укреплению позиций на рынке изделий с использованием ванадия. Заметим, что на тот момент дела у Stratcor шли неплохо: по итогам 2005 года выручка компании составила 247 млн долларов, EBITDA — 109 млн долларов.

Но «Евразу», как оказалось, не повезло с ценовой конъюнктурой. Аамериканские цены на пентаксид ванадия, в 2005 году достигавшие 16,3 доллара за фунт, уже по итогам 2006-го опустились до 7,8 доллара, а после кризиса 2009 года, на фоне замедления мирового экономического роста и возникновения избытка металлургических мощностей, опускались даже до 3,3 доллара за фунт. Дело в том, что в период бума на сырьевых рынках в 2000-е, когда наблюдался значительный рост цен на железную руду и ванадий, китайские производители инициировали масштабные проекты по расширению мощностей. Китайская экспансия привела к достижению рекордных уровней глобального производства ванадия, которое достигло пика в 2014 году, что на фоне замедления темпов экономического роста в посткризисный период привело к избытку ванадиевых мощностей.

В целом мировое производство ванадия оказалось практически полностью сосредоточено в четырех странах (см. график). Что, впрочем, в значительной степени отражает и распределение его мировых запасов: 9,5 млн тонн у Китая, 5 млн тонн у России, 3,5 млн тонн у ЮАР, в то время как только 45 тыс. тонн — у США.

В этих условиях американский актив оказался слишком обременительным. Еще в марте этого года старший вице-президент «Евраза» по коммерции и развитию бизнеса Алексей Иванов говорил, что группа продаст Stratcor, как только появится возможность, поскольку этот небольшой бизнес «в рамках нашей финансовой отчетности находится ниже уровня материальности».

После продажи Stratcor в распоряжении «Евраза» останутся «Евраз ванадий Тула» (до 10 тыс. тонн ванадия в год) и чешская Evraz Nikom (4,6 тыс. тонн в год). Доля компании на мировом рынке ванадия при этом едва ли опустится ниже 20%.