Европейский суд запретил «Газпрому» использовать полностью мощности проходящего через Германию и Чехию газопровода Opal, сухопутного продолжения «Северного потока» (см. также стр. 9). Истцом выступила Польша, утверждающая, что существующий режим использования Opal угрожает безопасности газоснабжения страны. Теперь «Газпром» сможет использовать только половину мощностей (18 млрд кубометров в год), как того требует Третий энергопакет Европейского cоюза.
К этому газопроводу, построенному в 2011 году, практически сразу же были применены нормы принятого в 2009 году Третьего энергопакета, который требует или развести по различным, не связанным друг с другом структурам, поставщика и транспортера энергоносителей, или зарезервировать 50% пропускной способности трубы под альтернативных поставщиков. Обосновывается все это благими целями борьбы с монополистами за свободный рынок. На практике политизированное и донельзя лицемерное применение норм пакета заставило бы покраснеть даже Макиавелли. Так, все магистрали с участием «Газпрома» тут же подпали под их действие, в то время как фэнтезийные проекты газопроводов из Азербайджана или Катара от него освобождены. Примечательным образом принятие пакета совпало с официальным отказом России в том же 2009 году от Договора энергетической хартии, который гарантировал свободный доступ западных корпораций к нашим ресурсам (в том числе на стадии геологоразведки) и трубопроводам.
Как бы то ни было, «альтернативных поставщиков» для Opal предсказуемо не нашлось. А страдали от недоиспользования трубы в Германии: газопровод — актив Wingas, совместного предприятия «Газпрома» и немецкой нефтегазовой компании Wintershall. Недополученные прибыли в конце концов вызвали чудодейственный эффект: в октябре 2016 года под траурный плач отдельных восточноевропейских стран Еврокомиссия исключила Opal из Третьего энергопакета. Решение суда формально отменяет данное постановление.
В чем интерес Польши? Во-первых, она рассчитывает стать газовым хабом Центральной и Восточной Европы. Это комично: своих газовых ресурсов у страны нет, трубопроводная альтернатива «Газпрому» — не существующий в природе газопровод из Норвегии, для которого у вышедшей «на полку» добычи в этой стране просто нет газа, а СПГ представлен терминалом в Свиноустье мощностью 5 млрд кубометров в год, что не покрывает и трети потребностей самой Польши. Но вице-премьер страны Матеуш Моравецкий заявил о таких планах пару лет назад, и с тех пор это общее место для польских политиков. И «расчисткой» рынка от потенциальных конкурентов в лице «Газпрома» поляки занимаются уже сейчас с исключительным энтузиазмом.
Во-вторых, остается актуальным тезис о необходимости сильной и русофобской Украины для сдерживания «российского империализма». Важной составляющей украинской экономики является транзит российского газа. Однако срок транзитного договора истекает, и нужно срочно заключать новое соглашение. Но представители «Газпрома» не раз заявляли: транзит по краткосрочным договорам и в объемах 10–15 млрд кубометров в год для компании экономически нецелесообразен. Для Украины это катастрофа. Минимальный экономически обусловленный объем прокачки по ее ГТС должен составлять 25 млрд кубометров в год, иначе придется резать лишние магистрали и вообще перекраивать всю топологию сетей газоснабжения, что будет стоить колоссальных денег, которых у Киева нет. Не говоря уж о потере стабильного и крупного (порядка 3% ВВП) источника доходов.
Ранее большой «друг» нашей страны вице-президент Европейской комиссии по энергетике Марош Шевчович заявил, что 19 сентября в Брюсселе пройдут трехсторонние переговоры по транзиту газа, где ЕК и Украина станут пытаться продавить десятилетний контракт на 60 млрд кубометров в год. Что касается решения суда, то в экспертном сообществе полагают, что ЕК его оспорит и Opal снова будет выведен из-под действия энергопакета: аргументы Польши откровенно слабы, на грани абсурда.
Отметим, что, по оценке зампреда правления «Газпрома» Александра Медведева, импорт газа в Евросоюз к 2030 году вырастет более чем на 100 млрд кубометров в год. Между тем переговорная позиция «Газпрома» будет усиливаться. Так, альтернативой трубе станет СПГ: уже сейчас действует «СПГ Портовая» (в районе Выборга) мощностью 1,5 млн тонн в год, в перспективе до 2024 года намечено создать в районе Усть-Луги «Балтийский СПГ» (до 15 млн тонн в год). Кроме того, европейцам придется конкурировать с Китаем. Так, президент РФ Владимир Путин на недавней встрече с главой «Газпрома» Алексеем Миллером попросил компанию рассмотреть возможность поставлять газ с Ямала в Китай через Монголию.