Что и как мы считали
Основными источники информации при построении ранжированного списка 200 крупнейших компаний России по объему экспорта по итогам 2018 года служили данные таможенной статистики, отчеты компаний и данные анкетного опроса. Приоритет отдавался данным анкет; в случае, если какие-то разделы анкеты не были заполнены, использовались данные таможенной статистики. Для холдингов и групп компаний объем экспорта рассчитывался путем суммирования экспорта дочерних компаний (при владении долей выше 50%) либо компаний, входящих в группу.
Основным содержательным фильтром при отборе компаний было наличие собственных производственных мощностей, поэтому из анализа были исключены компании-трейдеры, логистические компании, финансовые организации.
В данных по объему экспорта не учитывался экспорт в страны ЕАЭС (Казахстан, Белоруссию, Армению, Киргизию).
Дополнительные анализируемые показатели — доля экспорта в выручке компании, доля несырьевого экспорта в общем экспорте компании. Показатель доли экспорта в выручке компаний является оценочным и служит для анализа ориентированности компании на внешние рынки. Под несырьевым экспортом понимается объем экспорта, который представлен товарами верхнего передела в терминах определения несырьевого экспорта Российским экспортным центром. К несырьевым экспортерам отнесены компании, имеющие более 50% несырьевого экспорта в общем объеме.
При пересчете финансовых показателей использовался средневзвешенный курс доллара США: в 2017 году — 58,35 рубля, в 2018 году — 62,71 рубля.
Заграница в помощь
Сжатие внутреннего рынка и девальвация рубля — мощные стимулы российского несырьевого экспорта
Экспорт автомобилей из России идет на обгон: за семь месяцев текущего года экспорт легковых машин из нашей страны вырос на 28% в штуках и на 30% в деньгах, свидетельствуют данные РЭЦ. Прежде всего динамично растут поставки в страны СНГ — Белоруссию, Узбекистан, Казахстан, Азербайджан. Но не только. Набирают обороты и поставки машин в страны дальнего зарубежья — в Чехию, Германию, Венгрию, Сербию, Словакию, а также в Алжир, Монголию. Более того, расширяются поставки автокомпонентов: так, по данным РЭЦ, экспорт автомобильных кузовов, объем которого в начале десятилетия составлял менее 20 млн долларов, в 2018 году достиг 190 млн.
К наиболее активным автомобильным экспортерам относится прежде всего ведущий российский автопроизводитель АвтоВАЗ. По словам представителей компании, для нее остаются приоритетными внешние рынки стран СНГ. В частности, в Казахстане российский автоконцерн активно развивает совместное производственное предприятие «Азия Авто», благодаря которому за последний год рост продаж машин Lada в этой стране составил 51%, сейчас они занимают внушительные 22% всего казахского авторынка. Успешная маркетинговая стратегия, а также доступные по цене продукты позволяют увеличивать поставки Lada и Белоруссию, где продажи российских машин только за последний год подскочили на 182% и где Lada уже имеет долю рынка 19%.
Наращивают экспорт машин из России и ведущие иностранные концерны, имеющие в РФ свои заводы. Например, как рассказала «Эксперту» Наталья Костюкович , директор по внешним и внутренним коммуникациям концерна Volkswagen Group Rus, сегодня компания уже экспортирует 10% выпускаемых в России автомобилей: по итогам прошлого года из 200 тыс. машин 20 тыс. отправились на продажу в страны СНГ и Европы. Одновременно Volkswagen Group развивает и экспорт автомобильных компонентов: «Прежде всего мы экспортируем двигатели, произведенные на нашем заводе моторов в Калуге: в 2018 году наша компания поставила 44 тысячи бензиновых двигателя 1.6 MPI на различные производственные площадки, включая заводы в Испании и Чехии. А общее количество двигателей, произведенных в 2018 году в Калуге, составило 161 тысячу штук», — говорит Наталья Костюкович.
Другой крупный иностранный автопроизводитель, компания «Renault Россия», по итогам прошлого года отправила на экспорт более 14 тыс. автомобилей. По словам представителей компании, среди основных ее экспортных направлений — Европа, Латинская Америка, а также страны Африки, Ближнего Востока и Индия. В частности, недавно Renault отправила в страны Ближнего Востока большую партию выпускаемых на своем московском заводе внедорожников Renault Duster. Одновременно французская компания наращивает поставки из России автокомпонентов, более 235 наименований, в том числе детали штамповки, пластиковые детали, элементы тормозной системы и ходовой части, осветительные приборы. Например, поставляет в Алжир сваренные и окрашенные кузова модели Renault Logan: за последние два года в эту страну было поставлено около 50 тыс. кузовов. Развитие экспорта автомобилей и компонентов из России иностранными автоконцернами в первую очередь связно с ослаблением курса рубля, благодаря которому выпускать продукцию в РФ автопроизводителей становится все выгоднее. Но одновременно на рост экспорта влияет и сжатие внутреннего спроса. Российский автомобильный рынок за последние шесть лет съежился почти на 40% — с локального пика 2,9 млн машин в 2012 году до 1,8 млн в 2018-м; в нынешнем году продажи продолжают сокращаться. В то время как иностранные автомобильные производственные мощности создавались в России в начале 2000-х годов, когда предполагалось, что российский автомобильный рынок будет расти и его объемы будут превышать 3 млн автомобилей в год.
Еще один неприятный для иностранных автопроизводителей момент — необходимость выполнять довольно жесткие условия российского регулятора по локализации сборки на территории РФ, в связи с чем у них также появляются избыточные мощности по выпуску автокомпонентов. В сложившейся ситуации иностранные автоконцерны пока не рассматривают российские производства как важный инструмент своей глобальной экспортной деятельности. Скорее экспорт из РФ для них — это способ переждать трудные времена в ожидании, когда внутренний рынок опять воспрянет и сможет потреблять в нужном количестве выпускаемые внутри России машины.
Русская сажа для финских шин
Доля экспорта компании «Nokian Tyres Россия» в последние годы находится в диапазоне 60–70%. В январе–июне 2019 года шины с завода Nokian Tyres во Всеволожске экспортировались в 37 стран мира. Широкая продуктовая линейка производится специально для экспорта: например, одни и те же зимние шины не могут использоваться в России и в странах Центральной Европы — слишком разные у нас зимы. Но и шины, которые продаются и в России, поставляются на различные рынки, в том числе в Европу, Северную Америку, Казахстан, Белоруссию, Китай и Японию. Например, зимние шины Nokian Hakkapeliitta 9 для сложных климатических условий, которые производятся во Всеволожске, предназначены для использования как на территории России, так и в Северной Европе.
Активное развитие экспортного направления не входило в первоначальные планы компании. Завод Nokian Tyres во Всеволожске строился в первую очередь для рынка России и республик бывшего СССР. Ситуация изменилась в 2008–2009 годах, когда падение автомобильного и шинного рынков привело к снижению продаж в России, а резкая девальвация рубля создала хорошие условия для экспорта, продукция стала очень конкурентоспособной. С 2009 года завод переориентирован на экспорт. Завод во Всеволожске стал основной производственной площадкой концерна Nokian Tyres (вторая находится в финском городе Нокиа). Мощности производства во Всеволожске по первоначальному проекту составляли 8 млн шин в год, а сейчас достигли 17 млн. Пересмотр планов был вызван возможностями развития экспорта. Результаты завода с точки зрения качества превзошли все ожидания. За первую половину 2019 года 83% легковых шин, произведенных концерном Nokian Tyres, были произведены на заводе во Всеволожске. Но доля экспорта будет постепенно снижаться, поскольку российский рынок все же является приоритетным для концерна.
В компании приняты единые рецептуры, единые требования к сырью и материалам, поэтому большинство поставщиков — глобальные, обеспечивающие оба завода Nokian. При этом значительная часть сырья производится в РФ. Если говорить о российском сырье, то в первую очередь это сажа, базовый материал при производстве шин. На заводе во Всеволожске используется сажа только российского производства (из Ярославля и Омска). Сажа этих же производителей используется и на финском заводе Nokian Tyres. Целей изменить структуру потребления компания перед собой не ставит. При поиске поставщиков она всегда рассматривает в том числе российских производителей. Однако есть такое сырье, поставщиков которого в РФ нет. Основной материал для зимних шин — натуральный каучук, который в России не производится.
Концерн Nokian Tyres не работает с автопроизводителями, шины на первичную комплектацию автомобилей не поставляет. Все шины Nokian Tyres продаются конечным потребителям на вторичном рынке через шинные центры, интернет-магазины, автосалоны и т. д.
Алексей Грамматчиков, Анастасия Матвеева