Известный американский инвестор Пол Тюдор Джонс (миллиардер; почти сорок лет управляет семейством хедж-фондов) уверен: облигационный рынок США стал напоминать пузырь, который вот-вот лопнет. Действительно, на рынке США наблюдается огромный объем мусорных бондов, параллельно растет количество дефолтов по выпускам.
Причем это проблема не только американского рынка. Например, в Китае количество дефолтов в этом году выросло вчетверо относительно прошлого года. Такая динамика прослеживается практически по всему миру, и это означает появление пузыря на глобальном облигационном рынке.
Основная причина — эпоха низких ставок и дешевых денег. В экономике расплодились «компании-зомби», которые могут жить только в долг и при околонулевых ставках, а инвесторы, видя это, готовы ко все большим рискам. Если вспомнить, что на рынке акций ситуация с пузырями тоже не новость, картина становится довольно угрожающей. Одни аналитики предсказывают скорый крах рынков, другие уверяют, что фундаментально проблем нет и коллапса в ближайшем будущем ожидать не стоит. Однако пузыри на рынке акций и долга уже сейчас привычно следуют традиционной стратегии 60:40 (подразумевается, что инвестору надо держать 60% портфеля в акциях, а 40% — в облигациях), что представляется довольно рискованным, ведь облигации больше не могут служить инструментом для балансировки портфеля.
Слишком легкие деньги
Показатель P/E (отношение капитализации к чистой прибыли) для индекса компаний индекса S&P 500 на момент подготовки этой статьи составлял 23,01 при медиане 14,78, что свидетельствует о явном перегреве американского рынка акций. Западные аналитики все чаще указывают, что слишком большое число компаний оценивается не по традиционным метрикам (прибыль, выручка и т. д.), а ожиданиями инвесторов, которые могут весьма причудливо трансформироваться в капитализацию. Хороший пример — сравнение капитализации Tesla Motors (62 млрд долларов) и Ford Motor (36 млрд долларов). Инвесторы оценивают стартап, который только недавно смог показать хоть какую-то прибыль, выше, чем третьего по доле рынка в США (после GM и Toyota) автопроизводителя с долгой историей. «Целый класс активов (например, высокотехнологические компании) по логике недооцененности или переоцененности вообще не должен существовать, например компания Uber», — объясняет директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики ИК «Инстант инвест» Александр Тимофеев.