Рынок смартфонов и некоторых других видов электроники в наступающем году будет развиваться в соответствии с подписанным недавно президентом РФ новым законом, обязывающим оснащать гаджеты российским программным обеспечением. «При продаже отдельных видов технически сложных товаров с предварительно установленными программами для электронных вычислительных машин потребителю обеспечивается возможность использовать отдельные виды технически сложных товаров с предварительно установленными российскими программами для электронных вычислительных машин» — так звучит ключевая формулировка нового нормативного акта. Что это за «электронные вычислительные машины» и «технически сложные товары» и какие российские программы нужно будет на них устанавливать, в законе не прописано. Это должно будет определить правительство к 1 июля 2020 года, когда нововведения вступят в силу.
Устранить монополизм
Предположительно новый закон окажет влияние на российский рынок «умных» телевизоров, ноутбуков, некоторой другой техники. Однако наибольшее волнение среди продавцов и потребителей вызывают прогнозы того, какое воздействие закон окажет на рынок смартфонов, который в последние годы динамично растет. По данным международной аналитической компании IDC, в 2018 году в штучном выражении этот рынок превысил 30 млн единиц (исторический рекорд!), что примерно на четыре процента больше, чем годом ранее. В денежном выражении продажи смартфонов выросли внушительно — до 7,56 млрд долларов, это на 17% больше прошлогодних показателей. За девять месяцев текущего года, по подсчетам компании «Связной», было продано 19,4 млн смартфонов на общую сумму 318 млрд рублей, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на восемь процентов больше в деньгах и на два процента — в штуках.
Рынок смартфонов сегодня полностью поделен между иностранными брендами как по «железу», так и по операционным системам, причем его активно подминают под себя китайские бренды: по оценкам «Связного», за девять месяцев текущего года доля китайских смартфонов составила 48% в штуках против 38% в прошлом году. В абсолютном же зачете текущий год проходит под знаком борьбы за лидерство между корейской компанией Samsung и китайским брендом Honor (принадлежит компании Huawei). Пока первенство держат корейцы: по оценкам IDC, по итогам третьего квартала текущего года 32% продаж приходилось на Samsung , 25% — на Honor, 13% — на Xiaomi, 11% — на Apple и 7% — на Huawei (см. график). Хотя в денежном выражении лидером рынка при этом остаются смартфоны американской компании Apple. Последние, соответственно работают на своей фирменной операционной системе (ОС) iOs, остальные же — около 90% рынка — функционируют на ОС Android от американской Google.