Как мы считали

Евгений Огородников
редактор отдела рейтинги «Монокль»
16 декабря 2019, 00:00

Читайте Monocle.ru в

За основу ренкинга мы взяли компании из списка «Эксперт-400». В эти компании мы разослали анкеты, однако многие их них отказались раскрывать нам информацию, сославшись на коммерческую тайну. В этом случае мы брали отчетность по МСФО и подраздел «Устойчивое развитие», который содержится в годовых отчетах компаний.

Неожиданно некоторые компании вышли на нас самостоятельно, проявив инициативу. Эти компании не входят в «Эксперт-400» и не соответствуют критерию крупного бизнеса по выручке, однако, получив от таких предприятий данные, мы сделали расчеты, и они получили свое место в ренкинге. Эта инициативность показывает, что программы устойчивого развития становятся действительным элементом деятельности всего российского бизнеса. Им увлечены не бюрократически, а содержательно (подробнее см. «Как спасти мир, или Человек наоборот»)

Ренкинг рассчитывается по пяти компонентам. Каждый из этих показателей измеряется в баллах (количество баллов — это процент выполнения каждого направления). Итоговый балл считается как средняя по всем пяти компонентам.

Сто итоговых баллов возможны при условии выполнения каждого пункта в компоненте, что возможно только теоретически и на практике маловероятно.

1. Экономика компании, которая подразумевает ее финансовую устойчивость. Если у компании не растет выручка и прибыль, то она мало задумывается о долгосрочном будущем, и на программы устойчивого развития у нее меньше ресурсов.

100% получает компания, у которой наблюдаются:

— рост выручки на уровне выше инфляции на протяжении последних трех лет;

— рост рентабельности EBITDA на протяжении последних трех лет;

— рост рентабельности чистой прибыли на протяжении последних трех лет.

Компании нашего ренкинга чувствуют себя хорошо, и в целом по рейтингу средний балл по этому компоненту составил 74,7. Из всех компонентов это самый высокий показатель, и это основа для развития программ устойчивого развития.

2. Социальная политика и персонал — этот компонент подразумевает такие показатели, как текучесть кадров, профессиональный уровень, работу компании с профильными вузами.

Здесь компания получает 100%, если:

— отсутствует текучесть кадров;

— весь кадровый состав вовлечен в процесс обучения (повышение профессионального уровня работников);

— формируется кадровый резерв из выпускников вузов и практикантов, то есть на каждого сотрудника приходится один практикант;

— все сотрудники охвачены программой ДМС и вакцинированы;

— компания выдает путевки / детские путевки в санаторно-оздоровительные учреждения;

— инвестиции в безопасность трудовой деятельности на одного сотрудника не ниже суммы средней прибыли на сотрудника;

— отсутствуют травмы на производстве.

Средний балл по этому компоненту в рейтинге — 69,4, то есть твердая четверка. Российские компании, особенно работающие в моногородах, заботливо относятся к работникам и муниципалитетам.

3. Экология. Нас интересовали только счетные показатели: объемы выбросов и наличие среди этих выбросов опасных, находятся они выше или ниже нормы. Если выше, это снижало оценку предприятия, ниже — повышало. Кроме того, мы учитывали такие факторы, как применение наилучших доступных технологий и наличие у компаний программ сокращения выбросов и переработки отходов.

Здесь компания получает 100%, если:

— сумма затрат на экологию, соотнесенная с выплатами компании в соответствии с НВОС (показатель равен единице, если НВОС равен нулю);

— наличие программ сокращения выбросов;

— наличие добровольных программ в сфере экологии, которые не связаны непосредственно с производственной деятельностью.

Средний набранный балл по этому компоненту — 66,2, четверка с минусом. Советская индустрия смотрела на экологию сквозь пальцы, как результат — метзаводы в центре поселений, шламохранилища, прилегающие к городам, и т. д. Тем не менее в последнее время компании уделяют все больше внимания экологической повестке. Они задумываются о вторичной переработке отходов, потому что это выгодно, экономят энергию, приобретают новое оборудование.

4. Развитие региона присутствия — строительство инфраструктуры и социальных объектов. Нас также интересовала поддержка благотворительных организаций и участие в организации культмассовых мероприятий, наличие партнерских программ с НКО и муниципальными организациями, а также программ соответствия «Целям устойчивого развития — 2030» (ЦКР-2030).

Здесь компания получает 100%, если:

— у нее есть программа формирования комфортной городской среды;

— количество регионов РФ, где реализуются социальные программы, больше количества регионов, где компания ведет свою деятельность;

— динамика затрат на благотворительность за последние три года положительная;

— компания сотрудничает с крупными благотворительными фондами;

— у компании есть партнерские программы с МСП, НКО, муниципальными организациями и т. п.;

— есть программы и проекты в области социальных инвестиций, которые соответствуют ЦУР-2030.

Средний набранный балл по этому компоненту — 61,2. Это уже ближе к тройке. Все-таки регионы находятся за пределами интересов компании, а у многих из них такое отношение: «Мы вам платим огромные налоги, чего вы от нас еще хотите?» Да и что греха таить, позволить себе построить больницу или школу, а тем более дорогу может лишь пара десятков российских компаний. Тем не менее российский бизнес склонен к благотворительности. Во многих компаниях есть инициативы по поддержке детских домов, хосписов, помощи больным детям и т. д.

5. Работа с малым средним бизнесом. При расчете мы смотрели на долю закупок у малого и среднего бизнеса (МСБ) в общем объеме закупок компаний. Этот показатель «утопил» многие компании, так как они неохотно раскрывают эту цифру. К тому же большинство компаний рейтинга в своей деятельности находятся в самом начале экономических переделов. Средний балл по рейтингу — 31,8; это тот показатель, к которому российский бизнес должен относиться более внимательно.

Отчасти это проблема методологии: не может компания все закупать у МСБ. Отчасти виноват крупный бизнес. Малый бизнес не может себе позволить работать с корпорациями — одна только подготовка тендерной документации требует компетенций юриста, экономиста и бухгалтера. И даже если тендер выигран, поставка осуществлена, ждать от госкомпании денег приходится по три–шесть месяцев. Такое могут себе позволить немногие.