«Роснефть» перевела свой самый крупный НПЗ — Рязанский — на выпуск бензинов, соответствующих стандарту «Евро-6». Это не первый завод компании, который начал производить такое топливо: в апреле прошлого года промышленный выпуск топлива, превосходящего по своим экологическим показателям стандарт «Евро-5», был освоен на производственных мощностях «Роснефти» в Башкирии, а в сентябре 2018-го — на Саратовском НПЗ. Все это происходит в рамках масштабной инвестиционной программы «Роснефти» по модернизации своих НПЗ общей стоимостью более 1,4 трлн рублей.
Официально дата перехода на новый стандарт моторного топлива в России еще не определена. Пока решением Совета Евразийской экономической комиссии в технический регламент Таможенного союза внесены изменения, которые с 21 декабря текущего года добавляют к действующим стандарт, соответствующий по своим характеристикам «Евро-6». Стандарт добавляется, но не вводится, так что, выпуская на рынок топливо более высокого экологического класса, «Роснефть» действует с опережением.
Сегодня в России обязательно к использованию топливо, отвечающее стандарту «Евро-5». Формально у нас нет стандарта под названием «Евро», есть собственный техрегламент, просто его требования совпадают с европейскими и наименование «Евро» прижилось.
Ранее глава НК «ЛУКойла» Вагит Алекперов в одном из интервью говорил, что на Волгоградском заводе компании начат выпуск бензина стандарта «Евро-6». Однако сейчас на сайте «ЛУКойла» читаем, что он производит линейку топлив, отвечающих стандарту «Евро-5». Таким образом, можно сказать, что «Роснефть» сегодня единственная компания, выпускающая топливо «Евро-6» в промышленных масштабах.
Примерно четверть всех автомобилей в Москве и Московской области заправляются топливом, произведенным на рязанском заводе. Для крупных мегаполисов важно, чтобы курсирующие по их улицам автомобили были заправлены более экологичным топливом. Применение бензина «Евро-6» позволяет снизить содержание вредных веществ в выхлопе автомобиля: выбросы угарного газа падают на 9,5%, оксидов азота — на 3,9%, различных углеводородных соединений — на 3,6%. При использовании этого бензина уменьшается количество отложений в двигателе автомобиля. По словам вице-президента «Роснефти» по нефтепереработке Александра Романова, в лабораторных условиях двигатели «прошли» на этом топливе по 60 тыс. километров. Испытания показали, что количество отложений на впускных клапанах снижается до 12,5%, а в камере сгорания двигателя — почти на 13%, что улучшает его эксплуатационные свойства и снижает износ.
Для контроля качества продукции на Рязанском НПЗ (РНПЗ) введена новая испытательная лаборатория. Исторически лаборатория на рязанском заводе была базовой аналитической площадкой для всех нефтеперерабатывающих заводов «Роснефти». Ее модернизация позволит объединить ранее разрозненные площадки и увеличить скорость исследования образцов.
Переходу РНПЗ на производство новой продукции предшествовала его серьезная реконструкция: модернизировали установку каталитического риформинга и ввели в эксплуатацию новые резервуары общим объемом 20 тыс. тонн. Кроме того, РНПЗ начал использовать на установке каталитического риформинга бензинов катализаторы от Ангарского завода катализаторов и органического синтеза, который также входит в группу «Роснефти».
Катализатор — ключевой элемент при производстве высококачественных нефтепродуктов. «Роснефть» ведет планомерную работу по замещению импортных катализаторов продукцией нового поколения отечественной разработки и производства, что позволяет, с одной стороны, избавиться от зависимости в поставках импортных комплектующих, а с другой — снизить издержки. В «Роснефти» не исключают, что эти катализаторы будут поставлять и на заводы, не входящие в периметр компании, и это снизит уровень риска для российской нефтеперерабатывающей промышленности.